Я думаю, что большинство из нас в детстве слышали фразу: не смотри на солнце, не стой против солнца. В фотографии эта фраза действительно имеет смысл, но что делать с солнцем в кадре?
Я очень хорошо помню времена аналоговой фотографии, когда каждый кадр имел свою стоимость, а неудачная фотография означала выбрасывание денег. Я так же помню, когда отец готовился к проявке, он строго настрого несколько раз говорил нам, чтоб не входили в ванную – там он проявлял плёнку. Представьте себе, что во время проявки фотоплёнки в домашних условиях кто-то забывал о наказе и включал свет в помещении – все кадры уходили в небытие и каждый отснятый момент оставался лишь в памяти очевидцев.
Это сейчас в эпоху развития цифровой фотографии, шансов потерять кадр намного меньше: даже удалив случайно кадры их можно восстановить при помощи специальных программ.
Но даже во времена аналоговой фотографии, фотолюбители и профи, знали главное правило – это избегать фотографирования на солнце. Однако, на мой взгляд, думаю и многие считают так же, солнце за спиной, а также находящееся в кадре, может прекрасно дополнить снимки.
Вот несколько рекомендаций как фотографировать если в ваш объектив заглянуло солнышко ?
1. Выберите подходящий режим замера освещенности и режим съемки.
Когда в кадре появляется солнце, экспонометры на камерах сходят с ума – большое количество света поступает на матрицу и камера будет недоэкспонировать кадр.
В портретной фотографии лучше использовать точечное измерение, при котором сфотографированный человек будет правильно проэкспонирован, а фон будет на несколько светлее.
В случае ландшафтной съемки я обычно выставляю матричный режим замер, а затем применяю соответствующие поправки экспозиции. Многое зависит от того, на какую камеру снимать.
Если это зеркальная камера, я обычно меняю режим съемки на M (manual – ручной) и вручную устанавливаю все параметры. Это значительно облегчает работу, поскольку в зависимости от места солнца в кадре экспозиция может резко измениться, и результат будет виден после спуска затвора (если вы не используете режим Live View). В этом случае я делаю несколько пробных кадров с разными параметрами, при этом блокирую экспозицию, изменяя или удлиняя выдержку, так конечный эффект становится более предсказуем, нежели съемка в автоматическом режиме. Никогда не знаешь как поведет себя камера: задерёт iso, завалит тени и т.д. Чтоб избежать шевелёнки на длинной выдержке используйте штатив.
При фотографировании с помощью камер с электронным видоискателем дело обстоит проще. На такой камере я работаю в режиме А (apperture – режим приоритета диафрагмы), контролирующем глубину резкости, и регулирую экспозицию в реальном времени, потому что еще до спуска затвора я могу видеть, какую яркость будет иметь изображение.
2. Используйте солнце в кадре
В каждую поездку я беру камеру, и если вижу интересный пейзаж в котором принимает участие солнце, то стараюсь запечатлеть его.
При фотографировании портретов так же можно использовать солнце в кадре. Благодаря солнцу можно уменьшить разницу в фоновом освещении и экспозиции лица, и, кроме того, в глазах модели появляется характерный блик. Чтоб избежать жесткого света на лице модели, попросите ее встать в тень. И не забываем про бленду, она поможет отсечь некоторое кол-во света поступающего на матрицу.
3. Используйте вспомогательные элементы
Если это возможно, я часто прикрываю солнце различными элементами, которые появляются в кадре. Это может быть край здания, кроны деревьев, тучи и т.д. Благодаря этому мы не будем избавляться от солнечного характера снимков, но разместив в кадре половину, а не все солнце, контрасты будут немного меньше, а сама фотография, на мой взгляд, более интересной.
4. Используйте бленду
Бленда идет в компакте почти с каждым объективом. Однако, она будет бесполезна, когда солнце находится прямо в кадре, но пригодится, когда оно близко к краю. Бленда предназначена для того, чтобы отбрасывать тень на переднюю линзу объектива, что позволяет избежать появления бликов или понижения контрастности. Я часто использую её при фотографировании интерьера, где многочисленные источники света часто вызывают неприятное осветление краев фотографий. Вместо бленды можно использовать кепку, папку, ладонь, лист бумаги или картона.
5. При фотографировании ландшафта обязательно закрывайте диафрагму
Пейзаж с солнцем в кадре, сфотографированном на большой диафрагме, выглядит не очень хорошо. Солнце и другие источники света будут выглядеть как большие, горящие пятна. Закрывая диафрагму, острый свет, попадающий в матрицу, будет проходить через правильный многоугольник, делая солнце более выразительным, и вокруг него будут появляться характерные лучи. Для достижения этого эффекта я использую диафрагму от f/8 до f/16.
6. Экспериментируйте
Делая снимки против солнца, вы можете показать только контур элементов в кадре – силуэтный снимок.
Помните, однако, не смотрите на солнце, особенно через телеобъектив, потому что вы можете повредить глаза!
Если статься оказалось полезной – сохрани в закладки или поделись с друзьями.
Добавить комментарий