Примерно с середины 1950-х годов вырос спрос на фотографию в Кабуле.
Это было результатом правительственной кампании по распространению национальных удостоверений личности по всей стране, которое требовало наличие фотографии.
В современном Афганистане фотографии на протяжении десятилетий крепились ко множеству официальных документов: школьным билетам, солдатским удостоверениям личности, водительским правам, а также прилагались к юридической документации, необходимой в имущественных спорах и установлении права собственности.
Слева внизу находится документ о праве собственности на авто в Герате с фотографиями сделанных камра-э-фаори. Этому документу более полувека.
Слева – свидетельство о регистрации автомобиля, выданное в Джалал-Абаде, с правой стороны документа можно увидеть фотографии, сделанные камра-э-фаори.
Однако в первые дни работы фотографа камра-э-фаори, основным занятием было фотографирование для афганского национального удостоверения личности – тазкиры.
Тазкира – самый важный документ, удостоверяющий личность в Афганистане, в настоящее время он обязателен для мужчин, женщин и может выдаваться с рождения.
Это галерея изображений тазкиры до 1992 года в виде 20-страничного буклета (после 1992 года тазкира выпускалась в виде большого сертификата, который обычно фотокопируется в удобный размер, чтобы поместиться в карман рубашки).
Тазкиры в той или иной форме существуют уже давно. Ниже представлена фотокопия тазкиры 1920 года, для которой не требовалась фотография. Если вы посмотрите в нижний правый угол фотокопии, вы увидите отпечаток большого пальца, который также считался формой документальной подлинности в Афганистане.
Идея прикреплять к тазкире фотографию, удостоверяющую личность, вероятно, стала поворотным моментом в истории камра-э-фаори, поскольку он обеспечил фотографов стабильным и гарантированным доходом.
Камра-э-фаори идет в массы
В 1950 государственный служащий по имени Афанди со своим деловым партнером Ахмадином Тауфиком заключил с правительством контракт на продвижение общенациональной программы по фотографированию населения.
По словам Муххамада Усмана, историка фотографии Кабула, появлению камра-э-фаори город обязан Афанди.
Муххамад Усман, Источник: Проект по сохранению афганской кробчатой камеры
Это было во времена правления Шаха Захира (примерно 1933-1973 г.г.) в когда в Афганистан пришел еврей с камра-э-фаори. Афанди было тогда 10 лет, когда он увидел еврея за работой. Тогда в один день Афанди привел к еврею плотника и подстрови несчастный случай разбили камеру. Плотник вызвался починить фотоаппарат и тем самым получил возможность сделать копию для Афанди. Так появилась афганская камера мнговенной печати.
Итак, десятки новых фотографов начали проходить обучение камра-э-фаори и затем отправлялись в города и деревни по всей стране. За подготовку кадров отвечал Ахмадин Тауфик.
Фотографы камра-э-фаори, были мобильными, могли быстро и очень дешево делать фотографии для идентификации личности, что сделало фотографию камра-э-фаори первым типом фотографии, доступным относительно массово в Афганистане.
карта распространения фотографии в Афганистане
Недавно обученные фотографы путешествовали по всей стране, иногда отправлявшиеся в отдаленные деревни, где их сопровождали правительственные чиновники (писцы), задачей которых было заполнить документы и выпустить тазкиру на месте. Чиновникам также приходилось угадывать возраст жителей, поскольку записи о рождении, как правило, не ведутся в Афганистане, и многие просто не знают год своего рождения.
Традиционно фотографы камра-э-фаори и писцы часто собирались в одних и тех же местах, например, перед правительственными министерствами, зданиями судов и посольствами – в основном там, где необходимо было заполнить формы, требующие наличие фотографии. Но фотографы камра-э-фаори также работали на оживленных улицах и перекрестках, а также непосредственно за пределами города и его окрестностях.
Карта, на которой показаны некоторые из фотостудий и уличных площадок, где работали уличные фотографы в Кабуле.
Совместную работу фотографа с писцом все еще можно увидеть в Афганистане и сегодня. Ниже приведен портрет Хабибуллы, который был писцом последние тридцать лет. Он сидит на противоположной стороне улицы, где раньше работал Калам Наби, последний работавший фотограф камра-э-фаори в Кабуле. Человек слева от него тоже писец.
Источник: Проект по сохранению афганской кробчатой камеры
Рядом с Хабибуллой лежат различные бланки с официальными штампами для различных административных целей и ручки разных цветов. Для большинства форм требуется фотография идентифицирующая личность. На фото ниже писец указывает пальцем на место куда должна крепится фотография.
Источник: Проект по сохранению афганской кробчатой камеры
Писцы – обычное явление в Кабуле – тот факт, что для них достаточно работы, вероятно, связан с очень высоким уровнем неграмотности в Афганистане, а также с бюрократией. Но, та же бюрократическая машина обеспечивала фотографов на протяжении десятков лет постоянной работой.
Ниже фотографии школьников, сделанные фотографом Али Ахмадом в Герате и близ его окрестностях. После 2021 года правительство Хамида Карзая сделало обязательным для всех школьников выдавать ежегодные возобновляемые удостоверения личности. Это был период очередного бума для фотографов камра-э-фаори.
Источник: Проект по сохранению афганской кробчатой камеры
На фотографии ниже девочка с открытым лицом. Во времена правления Талибана, все школы для девочек были закрыты. После 2001 девочкам было вновь позволено обучаться и поле деятельности фотографов вновь обрело новых клиентов.
Представлено: Росс Макдонел
Фотографы, которые могли себе позволить собственную студию выставляли камра-э-фаори на улице, а внутри работали различными фотокамерами от 35-мм до широкоформатных, которые также назывались «индийскими фотоаппаратами» и предлагали своим клиентам индивидуальный и семейные портреты.
Те же, кто из-за финансовой настоятельности не мог позволить себе студию и закрепится географически, вынужден был переключатся на другие виды работы.
Снимок Ахмада Зиа Ансари с широкоформатной камерой в его фотостудии в Мазари-Шарифе
Очевидно, что многие фотографы камра-э-фаори разбирались и в других фотоаппаратах. Тем не менее, будучи приспособляемым кораблем, камра-э-фаори нашла больше применений, помимо использования на документах.
Необычный фотоаппарт привлекает туристов и коллекционеров
Проходящие мимо иностранные фотографы, фотожурналисты и случайные туристы также фотографировались с помощью камра-э-фаори.
Вот фотография двух голландских туристов в Кундузе, Афганистан, сделанная в 1969 году. Предоставлено Эвальдом Ванвугтом / Коллекция Международного института социальной истории, Амстердам, Нидерланды ©
Эта фотография британского туриста в Кабуле была сделана более тридцати лет спустя, в 2006 году. Предоставлено Адамом К. Ашгаром ©
Фотографы камра-э-фаори были изобреттельны и в своей работе использовали методы монтажа и коллажа, копирование, ручное раскрашивание. Создавали фотографии с потрясающими эффектами.
Этот фотомонтаж (примерно 1950-х годов) принадлежит коллекции Абдулы Сатара и принадлежит его отцу. Естественно, он хранит его на память в своем семейном альбоме.
Любое изображение, независимо от его первоначального назначения, может стать памятным подарком.
Но, не только общенациональная программа идентификации населения способствовала распространению камра-э-фаори и фотографии в целом в Афгнистане. Война также сыграла в этом свою роль.
В 1996 году фотограф Фазал Шейх посетил лагеря афганских беженцев на севере Пакистана, где ему рассказали истории афганцев, потерявших своих близких во время советского вторжения и последующей гражданской войны. У некоторых беженцев были фотографии тех, кого они потеряли и фотографы воспроизводили их копии.
В условиях войны, бушующей в Афганистане после советского вторжения в 1979 году, колоссальное количество афганцев получили ранения, связанные с войной. Иногда им требовались фотографические доказательства своих травм, для получения льгот и бесплатной медицинской помощи. Одной из таких жертв, потерявшей глаз в борьбе с Советским Союзом, был Мулла Омар, лидер Талибана.
Фотография Муллы Омара, сделанная в 1993 году (проверена пакистанской разведкой).
Предполагаемый портрет Муллы Омара показывает противоречиевое общепринятому мнению то, что талибы принципиально выступали против воспроизведения изображения человека и животных.
Но, это уже другая история, о которой я поведаю в следующей статье.
Читайте также: Как устроен уличный фотоаппарат камра-э-фаори – заглянем внутрь камеры и увидим весь процесс создания фотографии
Добавить комментарий