Бен Роуз.
Американский фотограф, годы жизни (1916-1980).
Если мастеров-самоучек разделить на две категории, Бен Роуз окажется во второй. Он не из тех, кто любит мастерить что-либо просто для собственного удовольствия. К таким любителям Роуз относится весьма доброжелательно и говорит, что их хобби способно заполнить жизнь. Но сам он изготавливает своими руками различные приборы лишь для того, чтобы получить нужный ему фотоснимок. Он поглощён желанием исследовать неизвестные области фотографии и создавать с ее помощью необычные изображения.
Механикой и электроникой Бен Роуз начал заниматься еще подростком в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси. В те времена хороший «Кодак» стоил «только» 15 долларов. Но для юноши, родившегося в те годы, когда жизнь приучила к бережливости, 15 долларов были немалым капиталом. Вскоре Бен сам научился делать многое из того, что ему не доставало. Теперь, конечно, он мог бы просто заказывать все необходимые ему приспособления. Но как бы ни радовали его работы глаз, они ведь должны и окупаться. Роуз является профессионалом в полном значении этого слова. Заказы хитроумных приборов на стороне не только обходились бы безумно дорого, но и требовали бы непрестанного наблюдения и указаний конструктора, во избежание ошибок. Роуз изготавливает все сам не просто потому, что он умелый мастер, но и потому, что точно знает, какого эффекта хочет добиться. Будущее изображение, уже прозреваемое внутренним зрением, само диктует конструкцию необходимого прибора.
Мастер скоростной фотографии, Бен Роуз делает все, что хочет с пространством-временем. В этом отношении его можно сравнить с кинооператором. Умение Роуза растянуть один отрезок изображаемого, сжать другой и определить, где и когда именно следует зафиксировать весь объект или его деталь, основано на прирожденном чутье. В этих снимках ощущение движения создается без стробоскопического эффекта.
Фотографии Роуза можно рассматривать как одно целое, а можно следовать за ними в порядке их постепенного развития, почти как в кино. Его работы с использованием стробоскопического эффекта, те самые, в которых меняются соотношения времени и пространства, выполнены с помощью самодельной высокоскоростной электронной лампы-вспышки, присоединённой к объективу Никкора с переменным фокусным расстоянием 50-300 мм и электроприводом. Чтобы разделить объект фотографирования на отдельные отрезки, Бен проводит перед самым объектом соединенную с электроприводом щель. Ширина щели может в любой момент измениться в зависимости от размеров фотографируемого отрезка. По-разному комбинируя электронную вспышку, ширинку щели и фокусное расстояние объектива, можно получить неисчислимое количество пространственно-временных вариаций – сжатых или растянутых изображений. Кроме того, Бен пользуется сконструированным и изготовленным им самим штативом с электроприводом и панорамной головкой, поворачивающейся в вертикальном, горизонтальном и диагональном направлениях, а так же в любой их комбинации.
Для синхронизации действия электронной лампы-вспышки, фотоаппарата, штатива, щели и других своих приспособлений Роуз применяет электронное программирование, пользуясь сконструированной им же аппаратурой. Изготовил он и большой, около 10 сантиметров диаметром, сверхскоростной створчатый затвор. С его помощью Роуз делает многократные стробоскопические снимки в солнечных лучах без помех со стороны дневного рассеянного света.
Снимки, на которых объект словно сам источает лучи света, делаются в помещении, наполненном искусственным дымом и лучами прожекторов, направленными на объект. Более просты многократные снимки со вспышками – технически они не требуют ничего, кроме движущегося объекта и импульсных, электронных вспышек. Но Роуз вносит в них безошибочный глазомер и то неуловимое и недоступное ни за какие деньги качество, которое называется вкусом. Рассматривая работы Роуза, нужно помнить, что он не пользуется никакими декорациями, никаким разработанным фоном, Бен Роуз, можно сказать, сам превращает в декорацию освещение, пространство и время.
В отличие от многих других фотографов, работающих в области рекламы, Бен Роуз при выполнении заданий пользуется почти полной свободой действий. И заказчики, и художественные редакторы, ценящие его способности, знают, что наиболее целесообразное решение они получат, если не свяжут Роуза по рукам и ногам заранее обусловленной схемой.
Образование свое Роуз получил в Филадельфийском художественном колледже. Тогда же он стал подрабатывать на жизнь и ученье работой в фотоателье по окончательной отделке и ретушированию снимков – это было его первое знакомство с фотографией как профессией. В 1930-х годах в Филадельфийском художественном колледже преподавал блестящий дизайнер Алексей Бродович. Многими своими достижениями Роуз обязан этому прославленному мастеру.
Читайте так же: Алексей Бродович – ученики об учителе