Корнел Капа и Международный центр фотографии в Нью-Йорке
Самым новым музеем в Нью-Йорке был Международный центр фотографии, разместившийся в здании, ранее служившем штаб-квартирой Национального орнитологического общества имени Одюбона на углу Пятой авеню и Девяносто Четвертой улицы. В Центре предполагали преподавать фотографию, выставлять и издавать работы фотографов и создать архив для хранения фотоснимков. Он вырос из Международного фонда фотографии, который в 1966 году основал Корнел Капа, в свое время бывший одним из самых известных фотокорреспондентов журнала «Лайф». Как и фонд, новый Международный центр фотографии в Нью-Йорке был основан в память трех фотожурналистов, которые погибли в 1950 году, собирая материал для фоторепортажа. То были Дейвид Сеймур, Вернер Бишоф и Роберт Капа (старший брат Корнела Капа). Сведения эти сообщил Карл Кац, председатель Отдела особых проектов нью-йоркского Метрополитен-музея.
«Центр собирается делать упор на фотографию как на средство информации, а не как на искусство, – сказал Кац. – Он заинтересован в том, чтобы теперь, когда крупные иллюстрированные журналы прекращают существование один за другим, стать отдушиной для журналистов, преданных документальной фотографии, но лишенных возможности выставляться. Документальную фотографию можно разделить, грубо говоря, на две категории, – oн потянулся за книгой «Озабоченный фотограф», под редакцией Корнела Капа, и полистал ее. – Вот. Тут это точнее всего сказано. Это из предисловия Корнела, – и он указал на строчки: «Льюис Хайн, заслуженный фотогуманист, выразил это, вероятно, лучше всех: «Я хотел сделать две вещи. Во-первых, показать то, что нуждается в исправлении. Во-вторых, показать то, что следует ценить». Захлопнув книгу, Карл Кац продолжал: – Вот в этом-то все дело. Сейчас Корнел наконец-то обзавелся собственным хозяйством.
Но ждать ему пришлось долго. Этот блестящий, совершенно очаровательный венгр, калечащий английский язык, не получал признания, которого заслуживает, потому что не стремился к нему. Он всегда что-нибудь делал для других. Организовывал выставки для всех музеев – для Библиотеки Конгресса, для Еврейского музея, для Метрополитен-музея. Им захотелось устроить фото выставку – они приглашают Корнела, и он мчится к ним, бросив всю остальную работу. Но он издал 11 фотоальбомов, – одни – своих собственных работ, другие — под своей редакцией. И эти альбомы еще никто не превзошел. Этот человек, я вам говорю, и верный друг, и заботливый отец, и взыскательный учитель для каждого, кто хоть мало-мальски интересуется фотографией. Тут у нас многие считали, что нельзя позволять ему распылять энергию на мелочи. Ему нужно предоставить место, где он может преподавать и говорить во всеуслышание. Ну вот, мы и ухитрились получить на это для начала кое-какие средства у разных фондов. Корнел отыскал это место, – и вот – пойдем, полюбуемся!»
Карл Кац вышел из Метрополитен-музея и зашагал вдоль парка по залитой солнцем Пятой авеню. На углу Девяносто Четвертой улицы он остановился и показал на дом напротив – все еще называющийся «Дом Одюбона» – шестиэтажное кирпичное здание с блестящими черными ставнями, в последствии именуемое Международный центр фотографии.