По ту сторону действительности
Фотография давно уже достигла своей первоначальной цели: научиться фиксировать действительность. В наши дни, благодаря усовершенствованиям процесса, она умеет отражать и анализировать все происходящее так, что предкам нашим показалось бы чудом. Многие фотографы, воспитанные на этом стремлении к предельному реализму и привыкшие считать, что чем меньше недоумения вызывает снимок, тем он лучше, с большим недоверием вступают в загадочную область абстрактной фотографии. Они считают, что абстрактной фотография быть не может, во всяком случае та фотография, которой они учились. Нужно повернуть в мозгу какой-то ключ, может быть даже гаечный, чтобы заставить себя признать за беспредметным фотоснимком такое же право на существование, как и за добросовестным изображением привычной действительности. Но кто ключ повернет, тот, вероятно, в конце концов уйдет в абстрактную фотографию, как уходит в нее все больше и больше фотографов, наслаждающихся там свободой от всего, что связывало и беспокоило их прежде.
«Фотографа-беспредметника, – говорит Эрнст Хаас, сам давно уже ушедший с головой в абстракционизм, – объект съемки совершенно не интересует: содержанием снимка является сам фотограф – его чувства, его реакция на видимый мир. Свои чувства он и выражает в красках и формах». Добавим к его словам, что для выражения чувств можно избирать какие угодно пути. Можно прибегать к хитроумному использованию специальных объективов и сложным манипуляциям в лаборатории, оборудованной по последнему слову фототехники, можно работать со стандартным оборудованием, а можно вообще отказаться от фотоаппарата.
Абстрактная фотография, несмотря на свою видимую авангардность, дело не новое. Собственно говоря, она больше чем на сто лет старше фотоаппарата: еще в 1720-х годах немецкий ученый Иоганн Шульце, экспериментируя со светочувствительными смесями солей серебра, накрывал их трафаретами с вырезанными словами и подвергал действию света.
Отцами современной абстрактной фотографии обычно считают двух художников-фотографов: в Париже ею занимался американец Ман Рей. в Берлине – венгр Ласло Моголи Надь. В 1920-х годах в их экспериментах фигу-рировали такие не забытые поныне приемы, как теневые снимки, много¬кратная экспозиция, фотомонтаж и соляризация; они стремились изучить «чистое» действие света в пространстве, считая это основной задачей фотографии.
Читайте так же: Зрительные образы