Трансфигурация Марии, в память жертв Голодомора

Проект МАРИЯ увековечивает память жертв Голодомора 1932-33 годов – геноцида в Советской Украине, где погибли миллионы. Голодомор был политическим и намеренным; спонсируемое государством нападение на одну этническую группу как часть новой социально-экономической модели Советского Союза, которая требовала подчинения значительного населения, национальное сознание которого стояло на пути нового порядка. В его центре – единственное изображение молодой девушки, Марии Ф., которая выжила и в настоящее время проживает в Канаде.

Этот проект, созданный на разных платформах, включая книги, инсталляции, скульптуры, спектакли, лекции и фильмы, демонстрирует мой интеллектуальный и эмоциональный отклик, основанный на текущих исследованиях и рассказах выживших. Фотопроект Мария — это воспоминание и предостерегающая история о зверствах, на которые мы способны как вид.

Я никогда не забуду истории, которые рассказал один выживший. Она была юной во время голода и описала грызущий голод и то, как ей пришлось кушать подошвы своих туфель, как единственный способ выжить. Эти образы и чувства никогда не покидали меня. Я читаю свидетельские показания, в том числе и Татьяны. Она вспомнила, что ее сестра «имела большой, опухший живот, а ее шея была длинной и тонкой, как шея птицы». Люди не были похожи на людей – они были больше похожи на голодных призраков». Эти рассказы произвели на меня огромное впечатление».

Являются ли фотожурналисты единственными, кто рассказывает эти истории? Эти вопросы мучили меня месяцами. Публикация в Facebook с просьбой выложить фотографии того периода привела к созданию одного изображения – Марии и ее родителей. Мой язык, сострадательный, дезориентирующий и эмоционально глубокий, предложил критический диалог по социально-политическим вопросам, который позволил зрителю по-разному засвидетельствовать злодеяния. Переплетенные с другими историческими фотографиями, они были сняты, отсканированы и размножены до тех пор, пока одна работа не содержала более 1000 прозрачных слоев. Это был мой ответ на образы, вызванные описаниями оставшихся в живых голодающих.

Сами факты этого события постоянно обсуждаются; точное число погибших навсегда останется неизвестным. Отрицание этого события по-прежнему существует. Многие доказательства подверглись своего рода геноциду, архивные фотографические изображения были уничтожены государственными органами, чтобы можно было отрицать факты геноцида в истории.

Леся Марущак – канадский фотограф украинского происхождения, но такое название – упрощение ее практики. В то время как фотография, как практическая, так и архивная, была отправной точкой ее работы, она недовольна ограничением строгости традиционно понимаемого документального фотографического изображения.

Я часто спрашиваю себя: кто мы, граждане мира? Каковы наши отношения с прошлым? Кто мы в настоящем друг перед другом, какую ответственность мы несем и как это указывает на будущее?

Марущак неоднократно возвращается к утверждению Рафаэля Лемкина о том, что «функция памяти заключается не только в документировании прошлых событий, но и в стимулировании человеческой совести».

Я заинтересована в изобличении зла … Я думаю о событиях, исторических и текущих, где статистические факты отсутствуют, искажены, и мы даже не можем знать количество погибших – масштабы гибели людей, которые просто невообразимы. Я стремлюсь содействовать глобальным переговорам, и поэтому я создала нечто, что я назвал мобильным мемориальным пространством … Меня интересует наша ответственность перед прошлым, будущим и друг перед другом …

Читайте на канале Яндекс.дзен


by

Tags: