Как появились первые стереоскопические фотоаппараты

Опубликовано:

Автор:

Рубрика:

3 минуты

Возникновение первых стереоскопических фотоаппаратов

В 40-ых годах 19 века дагеротипия не являлась единственным способом создания фотографий. Англичанином Уильямом Тальботом в те времена был представлен миру альтернативный метод получения изображения на бумаге чувствительной к свету, именуемый калотипией, а также негативно-позитивный процесс, на котором в дальнейшем базировалась эволюция фотоискусства.

На протяжении следующих десяти лет активно совершались попытки модернизации обоих процессов. Они привели к тому, что в 1851 году в прессе появились заявления Фредерика Скотта Арчера о том, что он разработал новый эффективный процесс, так называемый «мокрый коллодионный». Его суть состояла в нанесении тоненькой прочной пленки из вязкого по консистенции вещества коллодия на пластину из стекла.

камера с оптичической линзой 8мм

Одновременно с этим абсолютно все действия – от изготовления пластины и до ее фиксации – необходимо обязательно произвести до момента застывания коллодия, в связи с чем обойтись без полноценной фотолаборатории было просто невозможно. Несмотря на минусы, такой неудобный «мокрый» процесс все-таки имел несколько бесспорных достоинств: фотограф получал негатив, с которого на непрозрачной подложке можно было получить позитивный отпечаток. По сравнению с дагеротипией здесь задействовались гораздо более доступные и бюджетные материалы. Кроме того, горизонты снимка можно было увеличить в прямом смысле слова. Это стало возможным благодаря применению более крупных по размеру пластин. Таким образом, уже к 1855 году вышеописанный процесс стремительно вырвался вперед, обогнав дагеротипию.

Уильям Генрих Фокс Тальбот

С началом непростого для страны времени – гражданской войны – для фотоискусства раскрылись новые возможности. Заметил их выдающийся фотограф и владелец нескольких фотоателье в столице и крупных городах Америки, Мэтью Брейди. В свое время он также выпустил серию из нескольких фотоальбомов с портретами выдающихся личностей, граждан государства под названием «Галерея примечательных американцев».

Благодаря своим влиятельным знакомым и товарищам Брейди с легкостью смог получить официальное разрешение правительства на пребывание и фотофиксацию происходящего непосредственно на линии фронта. Он отправил несколько своих лучших фотографов на фронт. В качестве лабораторий выступали фургончики, которые были запряжены лошадьми. Так теперь уже фотокорреспонденты военного профиля направились запечатлевать на снимках войну. Не смотря на то, что фотографам удалось воочию видеть бои и снимать столкновения, зафиксировать на фото динамику боев, к сожалению, не удалось, так как мокрый коллодионный процесс требовал достаточно долгой выдержки. Однако передать дух и пугающий образ военных действий фотокорреспонденты все же смогли. На снимках были запечатлены поля сражений, мертвые и раненные солдаты, разрушенные сооружения, оружие, военные лагеря и окопы.

Тяжелая Артиллерия, Фредериксбург, Вирджиния.

Мэтью намеревался продавать сделанные фотоснимки в виде, подходящем для просмотра в стереоскоп. Такое решение было перспективным, поскольку этот прибор был крайне распространен в Соединенных Штатах Америки, а численность людей, жаждущих узнать все особенности окружающего мира и постичь его с помощью стереопар, стремительно увеличивалась. Под стереопарой понималась пара плоских изображений, которые размещались рядом – одно для левого глаза, второе – для правого. При их просмотре через стереоскоп создавался эффект объема картинки, будто человек находится непосредственно в запечатленном на фото месте. Наборы таких парных кадров-слайдов переставляются в приборе, сменяя друг друга. Некоторые люди могли проводить за этим занятием по несколько часов в день.

Военный корабль «Мендота» на реке James

Такое устройство как фотоаппарат оказалось подходящим для создания стереопар. Достаточно было сделать фото, переместить аппарат на 6,5 сантиметров в сторону и сделать второе фото. Спустя некоторое время для упрощения данного процесса были созданы специальные стереоскопические фотоаппараты с парой объективов, соответственно необходимость в перемещении камеры отпадала, аппарат делал одновременно обе экспозиции.

Питцбург, мёртвый солдат в траншее

Поле боя в Виксбурге

Сцена с изображением раненного солдата и брошенного лагеря (Зуав)

Военный лагерь

Заключенные повстанцы ждут в Бель-Плейн, Вирджиния для перевозки

Стереопара
стереопара

Изготовление стереопар в Америке стало прибыльным делом наряду с портретной фотосъемкой. Делая снимки, фотографы преследовали, прежде всего, информационные задачи: запечатлевались достопримечательности, памятники, архитектура и живописные пейзажи. Некоторые фотографы относились к созданию стереопар с особенным трепетом. Они могли с выигрышной стороны обыграть композицию, особенности светотени и различные приемы съемки, так на свет рождались неповторимые и уникальные в своем роде изображения. Количество выпущенных стереопар исчислялось миллионами. Сегодня эти кадры являются для нашей культуры ценным источником, наглядно демонстрирующим то, какими были искусство и жизнь страны в период ее становления и расцвета. Именно благодаря им мы может восстановить все происходящие в прошлом события.

Читайте на канале Я.дзен

Фото дня: Крокодильи слезы

Фотографы Эндрю и Тин Тин из Вьетнама, сделали этот портрет в солнечный день на пляже в Камране, глубоководном заливе на юго-центральном побережье, во время...

5 фотографий неизвестных фотографов

Автостоянка, Швейцария, 1975 год фотография неочной автостоянки Озеро Тахо, Калифорния, 1925 год

Фестиваль «Свадьба птиц» в фотопроекте Филипа Сингера

Традиционный сорбский фестиваль Ptaci Kwas или Свадьба птиц празднует приближающийся конец зимы. Сорбы признаны национальным меньшинством со своим собственным языком в восточной Германии. Свадьба птиц,...

«Птичий фотограф 2020 года»: 20 лучших фотографий птиц

Посетив сайт организатора конкурса я была поражена этими невероятными фотоснимками. И даже чуточку завидовала фотографам, которые получили в жизни шанс оказаться в нужное время...

«Настоящее время»: Стефан Ванфлетерен

Стефан Ванфлетерен обучался фотографии в Институте Лукаса в Брюсселе (1988-1992). Шестнадцать лет он работал внештатным фотографом в национальном журнале «De Morgen» и всегда инвестировал...

Бедлам 1946

Автор фотографий Джерри и Мэри Дэлани Кук