Пережив войны, вторжения, цифровые технологии, камра-э-фаори встречается с Фотошопом и продолжает зазывать клиентов в фотостудии 21 века

В предыдущей статье я рассказывала о том, как пояивлась камра-э-фаори в Афганистане. Хотя по другой версии (ссылку на статью вы найдете в конце статьи), того же проекта по сохранению наследия афганской коробочной камеры, камра-э-фаори пришла в Афганистан из Индии.

Итак, продолжим погружение в историю камра-э-фаори

В 1990-х годах к власти в Афганистан пришел Талибан, запретивший публичную демонстрацию изображений живых существ. Фотографы подвергались избиениям, запугиванию.

В конце концов, Талибану потребовались услуги фотографов-камра-э-фаори, чтобы произвести различные фотоидентификации – иногда для самих талибов. Действительно, после их изгнания файлы с изображениями новобранцев Талибана были обнаружены в Министерстве внутренних дел в Кабуле.

Фотограф делает снимок в марте 2000 года во время правления талибов в Кабуле.

Фотография Алана Эдельштейна опубликована в Transition 2007. Источник: сайт сохранения наследия Афганской бокс-камеры

Этот кадр, тайно сделан видеокамерой американского режиссера Алана Эдельштейна, которому талибы разрешили провезти камеру в страну, но запретили фотографировать.

Следует отметить, что позиция Талибана в отношении фотографии не была единственной или самой большой проблемой для фотографов. Борьба различных группировок моджахедов и полевых командиров за контроль над страной после ухода Советов в 1989 году нанесла ущерб Афганистану. Кабул был главным центром конфликта и пережил период жестоких бомбардировок, в разгар которых, по оценкам, погибло двадцать пять тысяч мирных жителей.

Студии многих кабульских фотографов за это время были разрушены или разграблены. Те, кто выжил и остались, часто жили в ужасных условиях.

Хотя, как свидетельствует фотография ниже фотографа Гулама Ахмада, фотографирующего маленькую Яйдо, жизнь продолжалась. Фотография была сделана в Кабуле в 1996 году, до того, как талибы взяли страну под контроль.

Сфотографировано Тони Эшби и опубликовано в Западной Австралии в 1996 году.

После вторжения в Афганистан в 2001 году Соединенных Штатов Америки и их союзников и последующего падения режима «Талибан» в Кабуле резко вырос спрос на фотографии.

Со слов старейших фотографов предполагают, что фотография на самом деле начала процветать в годы сразу после вторжения. Фотостудии не теряли времени даром, и наживались на спросе на личные и семейные портреты. Но последнее десятилетие также ознаменовало начало конца камра-э-фаори фотографии. В частности, с 2006 года количество фотографов сокращалось так быстро, что к июню 2011 года в Кабуле работало только два фотографа камра-э-фаори. В 2012 году их уже не было.

И этому есть ряд причин.

Несмотря на то, что быстрый рост цифровой фотографии и распространение современных фотостудий сыграли важную роль в вытеснении использования афганской камеры, также возникли трудности с закупкой материалов, особенно фотобумаги и химикатов.

2011, фотограф по имени Рохулла держит один из последних оставшихся в продаже комплект фотобумаги Lucky китайского бренда. После того, как бумага закончится Рохулла покинет Кабул в течение года и откроет магазин продуктов.

Но не только проблема с исходными материалами сыграла роль в исчезновении уличных фотографов.

Многие фотографы с деревянными фотоаппаратами работали в районе, известном как Паспортный переулок, располагавшийся недалеко от посольства Индии и Министерства внутренних дел, куда приходили за фото для подачи заявления на получение визы.

Фотограф за работой в Паспортном переулке, 2002 год. На заднем плане работают писцы. Предоставлено Дэйвом Бэнксом ©.

После взрывов бомб у посольства Индии в Кабуле в 2007 и 2008 годах, усиление мер безопасности привело к тому, что многим фотографам камра-э-фаори, было отказано в доступе в Паспортный переулок.

Еще одна причина упадка камра-е-фаори заключалась в том, что государственные учреждения больше не принимали черно-белые фотографии, только цветные. Кроме того, власти проводили политику очистки тротуаров от препятствий, которые наносили ущерб уличным торговцам.

Сегодня роль у этой необычной камеры — рекламировать услуги фотостудий. В стране, где так высок уровень неграмотности, важны визуальные индикаторы.

Ariana Studio в Кабуле, расположенная между чайным магазином и хамамом (баней).
На этой камере в Мазари-Шарифе сбоку висит надпись гласящая о том, что здесь предоставляются копировальные услуги.
Компактная камра-э-фаори возле фотостудии Зии Уддин в Мазари-Шарифе.

Некоторые из студий даже создают дешевые макеты камра-э-фаори и располагают их возле фото студии.

Камера возле студии Саифа Фардина в Мазари-Шарифе.

Фотостудии в Афганистане сегодня все цифровые. Услуги, которые они предлагают, включают цифровую обработку старых фотографий и именно здесь происходит встреча камра-э-фаори с Фотошопом. Это короткое видео, на котором фотограф Асад Уллах переделывает старую фотографию в фото редакторе.

Современное возрождение камра-е-фаори, которое можно увидеть по крайней мере на одном курсе фотожурналистики в столице, заключалось в том, чтобы научить афганских студентов основам фотографии, прежде чем приступить к использованию цифровых фотоаппаратов. Курс был организован медиа-организацией AINA в Кабуле.

© AINA

Камера уходит за пределы страны

Туристы посещающие страну, и очарованные устройством охотно покупают камра-э-фаори и открывают перед камерой новые горизонты. Возможно последний фотограф камра-э-фаори и покинул фотографическую сцуену Афганистана, но камера только начала свое путешествие по миру.

Французский турист по имени Орелиен фотографирует двух полицейских на греко-албанской границе. Рядом с ним – результирующее позитивное изображение, которое Орелиен сделал путем оцифровки негатива и инвертирования его на своем компьютере.

Предоставлено Орелиеном де Сен-Андре и Молли де Сен-Андре ©.

Фотография Ландри Дюнана другого гражданина Франции, который летней ночью 2010 года проезжает на велосипеде по улицам Кабула с недавно приобретенным камра-э-фаори, которому суждено покинуть Афганистан.

Предоставлено Ландри Данандом ©

Приведенные ниже фотографии бокс-камеры были сделаны на прощальной вечеринке «Отступление из Кабула» журналиста Джерома Старки и его товарищей, покинувших Афганистан после четырех-пяти лет нахождения в стране.

Предоставлено Джеромом Старки ©

Афганская коробочная фотокамера история появления


by

Tags: