Фотореволюция вызвана, главным образом, двумя причинами: во-первых, фотографии совсем недавно удалось вырваться из объятий других изобразительных искусств, а во-вторых, фотография в качестве учебного предмета получила удивительно широкое распространение.
В конце 1960-х годов художники и скульпторы обратили внимание на то, что фотографы воспринимают мир иначе. Конечно, художники и раньше не игнорировали фотоаппарат: Дега и Икинс кое-чем ему обязаны, не говоря уже о многих других.
Но только с появлением в 1960-х годах Раушенберга, Уорхола и живо- писцев-фотореалистов влияние фотографии на живопись из косвенного стало прямым. Фотореализм, безусловно, чуть ли не всем обязан моментальной фотографии, Ли Фридлендеру и эстетическим принципам фотопублицистики.
Перемена произошла огромная, но как ни странно, когда она наконец произошла, то показалась совершенно естественной. Ибо к концу 1960-х годов фотографы уже стали забывать о своем запретном романе с живописью.
В прошлом фотографы считали, что сам фотографический процесс – это и есть фотография. «Фотообособление» в 1920-х и «f/64» в 1930-х годах — то были содружества художников, задавшихся целью превратить фотографию в самодовлеющий вид искусства, и полагавших, что подчеркивая такие характерные ее качества, как резкость фокусировки и четкость печати, они устанавливают принципиальное различие между фотографией и живописью.
До тех пор, пока ведущие фотографы продолжали мыслить категориями живописи, проклятый вопрос «А искусство ли фотография?» не находил ответа.
Только с появлением моментальной фотографии и таких ее мастеров, как Юджин Этжет, Льюис Хайн, Уокер Эванс, Роберт Франк, Диана Арбос и Ли Фридлендер, не особенно заинтересованных в причислении к разряду «художников», стало ясно, что неповторимость фотографии заключается в ее особом отношении ко времени, событию, реальности и символу. Механически зафиксированное на фотоснимке мгновение создает иллюзию реальности: мы верим, что событие, которое мы видим своими глазами, действительно имело место в нашем мире, но в то же время воспринимаем это изображение символически.
Открытие было простое, но разительное. С тех пор фотография научилась стоять на своих ногах, не держась за другие виды искусства. Проклятый вопрос исчез, и путь был открыт для массового признания фотографии в качестве полноправного члена семьи искусств.