Мокроколлоидный процесс – важная веха в развитии фотографии

Важной вехой в фотографии стал мокрый коллоидный процесс. Существовавшие ранее калотипия и дагеротипия использовали дорогостоящее серебро, потому этот тип создания фото не был широко распространен. Экспонирование длилось долго и это также создавало дополнительные сложности процессу.

Wet Plate Collodion полностью заменил существовавшие методы дагерротипии и тальботипии в 1852 году. Он стал огромным шагом вперед в развитии фотографии, поскольку был более совершенным и менее затратным. Теперь важные факты жизни общества могли остаться в истории благодаря снимкам, передающим динамику и развитие событий, что серьезно отличало новый метод от всех предыдущих, которые изображали замершую натуру.

Открытия Шонбейна – химика из Швеции позволили в первой половине 19-го века получить пироксилин – нитроцеллюлозу. Отличился и студент бостонского университета Джон Паркер Мейнард, изучавший медицину. Он нашел способ растворить нитроцеллюлозу. Растворителем послужила смесь спирта с эфиром. Результатом была жидкость, имеющая прозрачную сиропообразную консистенцию. Просохнув, она являла собой пленку, обладающую свойствами прозрачности и прочности. Это и был коллодий, полученный впервые. Состав с успехом был применен для дезинфекции и заживления ран в условиях военных действий.

Есть много примеров использования этого состава в период Крымской войны. Коллодий, накрывая рану, создавал препятствие для доступа воздуха и это его свойство стало с успехом применяться в хирургической медицине и для создания фотографий. Вещество использовали, разливая его по стеклянной поверхности. Участвующий в процессе растворитель выветривался, а тонкая прочная пленка оставалась.

Попытку применить в фотографии плотный бумажный вощеный лист, сделал Жан-Батист Гюстав Ле Гре. Этот французский фотограф стал первым, кто описал опыт использования таких листов в 1849 году. Он был воодушевлен своими испытаниями и утверждал, что вощенный бумажный лист – это будущее фотографии. Его заинтересовал коллоидный процесс, которым он предложил заменить калотопию и дагеротипию. Он был первым. Параллельно с ним, ассистировавший Майклу Фарадею Роберт Бинхам, открыл свойство коллодия, как светочувствительного слоя, нанесенного на стекло. Только вот реализовать свои предложения первооткрыватели не смогли.

Состав, который можно было использовать для создания фото на пленке из мокрого коллодия, разработал ученый из Англии Фредерик Скотт Арчер. Благодаря ему значимой страничкой пополнились этапы развития фотографии. Перед ней открывались новые горизонты.

Изобретателям не всегда удается в полной мере ощутить славу за свое достижение. Фредерик исключением не стал. Он всю жизнь страдал от недостатка средств, хотя был, по сути, великим изобретателем. Его отец был мясником и, как и мать, рано ушел из жизни. Став сиротой, мальчик попал к родственникам, которые отправили его учиться ювелирному делу у одного из мастеров Лондона. Ему пришлось пропустить сквозь свои руки монеты, изготовленные в разных странах. Работал он и с камнем. Парню полюбилось занятие нумизматикой. Более всего он предпочитал трудиться над монетными копиями. В этом деле Арчер стал мастером высокого класса.

Постепенно ему стали поступать просьбы о создании скульптурных портретов той или иной известной личности. Развиваясь в профессии, ему нужно было добиться максимального сходства с оригиналом, и в ноябре 1847 года он разобрался с калотипией. Процесс фотографических исследований все более заинтересовывал его. Он много времени стал посвящать именно изобретательству, нежели своей основной работе – созданию скульптурных портретов. Мастер исследовал бумажные массы, крахмал и белок, а осенним днем 1848 года, добиваясь качества поверхности бумаги, покрыл ее коллодием.

Но пленка приставала к бумаге плохо и Арчер отказался от бумаги и стал использовать только пленку. Однако его постигла неудача. Новый эксперимент он проделал уже, используя эмульсию коллодия, в состав которого был добавлен йодид калия. В этот раз использовался мокрый раствор.

Свою статью, опубликованную в 1850 году, он посвятил сообщению о коллоидном процессе, применительно к фотографии. В детальном описании, которое вышло в свет в сентябре того же года, он рассказал о коллоиде с йодидом калия, который нужно равномерно распределить по стеклу. Слой застывал, пластину требовалось опустить в нитрат серебра и во влажном состоянии экспонировать. Как только экспозиция завершалась, требовалось сразу же проявить пластину, чтобы эфир не успел испариться.

В проявлении использовался пирогаллол, а закрепляющим составом служил раствор гипосульфита.

Процесс оказался в разы дешевле, чем используемые ранее, потому с неудобством проявления почти мокрой пластины пользователи смирились без проблем. Но дешевизна не была только одним преимуществом нового метода. Негатив на коллоиде фиксировал мельчайшие детали и оттенки тонов. Несколько секунд, вместо 5-15 минут теперь требовалось, чтобы пластинка экспонировалась.

Фотография получила новое развитие, открывалась дорога для новых творческих экспериментов, образы получались живыми, статичность преодолена.

Да, для создания каждого фото приходилось устанавливать палатку, заботиться о ванночках с раствором, но это было не так важно. Смысл получения портретного фото никак не ограничивали сложности. Мокрый коллоидный процесс стал в фотографии незаменим. Его рекламировали, указывая на множество преимуществ, среди которых основным называлась возможность рассматривать фотографии при любом, даже тусклом освещении. А вот для того, чтобы рассмотреть фото на дагеротипах, требовалось выбирать определенный ракурс.

Новый прием в создании снимков Арчер осветил в своем докладе Королевскому научному обществу. Это случилось в 1851 году. Доклад не остался незамеченным и был отмечен высокой оценкой профессионалов. Метод оказался достаточно простым, а главное, эффективным и не дорогим.

С дагеротипией и калотипией попрощались без сожалений, заменив их коллодионным процессом. Любители фотографии кинулись покупать фотоаппараты, не требующие посеребренных пластинок, стоящих огромных денег.Американцы не сразу отказались от дагеротипа. Джеймс Ансон Каттинг получил патент, позволяющий ему создавать амбротипные портреты в 1854 году. Они не отличались размерами от дагеротипов. Каттинг запатентовал метод, благодаря которому монтировались пластины, полученные мокроколлодионным способом. Снимок представлял собой некий пирог из нескольких слоев:

  • стекла;
  • коллодия;
  • лака или бальзама;
  • и еще одного слоя стекла.

Кислороду таким образом полностью перекрывался доступ к изображению и это продлевало его срок хранения.

Он назвал свой метод амбротипией – в переводе с греческого – бессмертным. Слово прижилось, несмотря на то, что пластины в дальнейшем стали покрывать лишь лаком. Им именовали позитивные изображения на коллоидных пластинах. Это изобретение стало гордостью Джеймса и он сам поменял свое имя на Джеймс Амброуз Каттинг.

А вот Арчер не получил патент на свое изобретение, что помешало ему стать одним из самых богатых и прославленных людей своего времени.

Боролся с тем, чтобы новый метод широко распространялся, Фокс Талбот. Ему не нравилось, что нововведение каким-то образом бросало тень на патент, который получил он. Между тем мокроколлодиевый метод приобрел очень широкую известность и был основным в фотоделе пока не появились пластины на основе сухого желатина.

А вот создание фото на основе сухого коллодия таким спросом не пользовалось, хотя его также стремились распространить в качестве наиболее совершенного метода создания фотоснимков. Как показала история, придумать изобретение мало, его нужно суметь правильно оформить. Арчер этого сделать не смог, он делился открытием направо и налево и богачом не стал. Семье после его смерти выдали лишь жалкие 713 футов. А покинул этот мир Фредерик Скотт в 44 года. Его могила находится в Лондоне, на оном из местных кладбищ.

Это не все его изобретения, он еще является разработчиком камеры для экспонирования, фиксирования пластин, а также нового объектива и способа просветления для позитивов. Его находка долгое время использовалась фотографами.

В 1860 году о новом методе рассказал Томас Саттон. В своем журнале, посвященном фотографии редактор сообщил, что дагерротипы ушли навсегда, а фотографы выбрасывают свои аппараты Даггера, либо отдают за бесценок, поскольку метод создания фотографии таким способом больше никому не интересен.


Posted

in

by

Tags: