Фотограф, открывший Америку, не оглядывается назад.
Роберт Франк, американский художник, чьи фотографии запечатлели жизнь обычных людей и повлияли на поколение своим грубым и запоминающимся стилем, умер в возрасте 94 лет, 9 сентября 2019 года.
Оригинальная книга швейцарского фотографа «Американцы», наполненна образами одиночества, является одной из величайших работ в мире фотографии.
Снятые на камеру Leica 35 мм, черно-белые снимки считаются шедевром Франка и сфокусированы на людях с окраины американской жизни – от молодых пар и фабричных рабочих до байкеров. Названный «Моне новой фотографии» ньюйоркским критиком Джанет Малкольм, Франк считался отцом «эстетики снимка», которая фиксирует спонтанный момент, снятый на лету.
Собранные из коллекции, насчитывающей около 28 000 фотографий, фотокнига«Американцы» будут оказывать в будущем влияние на таких фотографов, как Джефф Уолл, Мэри Эллен Марк и Эд Руша, вдохновляя их на создание своего собственного стиля.
«Я устал от романтизма, – сказал Роберт об американцах, – я хотел представить то, что увидел, отчетливо и просто».
Это стремление к простоте помогло ему найти то, что Шон О’Хаган назвал «пропастью между американской мечтой и повседневной реальностью», и Керуак сказал в своем вступлении к изданию книги в США, выпущенном в 1959 году, что Франк «высосал грустное стихотворение из Америки» с 83 изображениями.
Наряду с тем, что его стиль бросал вызов правилам фотографии, закрепленным такими, как Анри Картье-Брессон, он также решил бросить вызов американскому истеблишменту.
«Моя мама спросила меня:« Почему ты всегда фотографируешь бедных людей? », – сказал Роберт Франк New York Times. «Я всегда испытывал симпатии к людям, которые боролись с системой. Но, было также недоверие к людям, которые устанавливали правила».
В 60-х и 70-х годах он станет контркультурной фигурой и утвердится в роли авангардного режиссера. Кинокритик New York Times Манохла Даргис назвала Франка «одним из самых важных и влиятельных американских независимых кинематографистов за последние полвека», а в его короткометражных фильмах снялись Джек Керуак, Аллен Гинсберг и Алиса Нил.
После того, как Робер получил задание снимать для студийного альбома Роллинг Стоунз «Изгнания на Мэйн-стрит», он снял «Cocksucker Blues», документальный фильм о туре «Rolling Stones» по Америке 1972 года, за который группа подала на него в суд, чтобы предотвратить его выпуск. Описанный как «фильм об амбиентных камнях», он показал группу и поклонниц, вовлеченных в употребление наркотиков и групповой секс. Легенда гласит, что Мик Джаггер признал величие фильма, но сказал Франку: «Если это будет показано в Америке, нас больше никогда не пустят в страну».
Я больше не верю в красоту фотографии — Роберт Франк
После череды потрясений Роберт перестал снимать и фотографировать. Сначала его дочь Андреа погибла в возрасте 20 лет – авиакатастроф в Гватемале 1974 году, а спустя 20 лет его сын Пабло покончил жизнь самоубийством в 1994 году, страдая от шизофрении.