Архипелаг южных тюремных ферм, с которым Джексон сталкивался в Восточном Техасе с 1964 по 1967 годы, состоял из обширных массивов лесов и сельскохозяйственных угодий, по большей части расположенных на местах бывших рабских плантаций.
Под пристальным взглядом тюремных надзирателей заключенные трудились от рассвета до темноты, строили дороги и дамбы, собирали хлопок и табак, рубили деревья, размахивая топорами в унисон под негритянские песни рабов. В свободном мире такая музыка была вытеснена другими жанрами.
«Мне были интересны песни чернокожего рабочего, – вспоминал Джексон, – потому что они возвращаются к музыкальной традиции времен рабства, которая, в свою очередь, восходит к африканской музыкальной традиции. Это чистая, непрерывная линия музыкального исполнения и стиля, а также способ, которым музыка и физический труд объединяются друг с другом».
В марте 1966 года Джексон вместе с народным певцом Питом Сигером и его семьей отснял фильм и серию фотографий последних афроамериканских рабочих песен на тюремной ферме Эллиса, недалеко от Хантсвилла, штат Техас. Так на свет появился тридцатиминутный фильм «Афроамериканские рабочие песни в тюрьме Техаса». Это единственная известная запись фильма о традициях черного рабочего класса, которая к следующему году буквально исчезла.
Фотографии Джексона стали важной частью исследования для его нескольких классических книг о тюремной жизни.
На этих ярких черно-белых фотографиях запечатлены первобытные социальные условия и принудительный рабский труд не столь отдаленной версии уголовного правосудия. Они показывают легионы заключенных с поднятыми лопатами и мотыгами, идущими на работу в поля; они показывают охранников в форме с винтовками, следящих за рабочими; они показывают заключенных в полосатых тюремных костюмах, выступающих на местном родео; и они показывают заключенных в непринужденной.
Фотографии пузатых белых тюремных надзирателей, потягивающих чай со льдом, в то время как афроамериканские заключенные в белых костюмах сгорбившись собирают хлопок под палящим солнцем. Все эти фотографии являются не только изображениями остатков культуры Старого Юга, но также являются историческими записями о дегуманизирующей, почти средневековой Кастовой системе, которая сохранилась в американских тюрьмах еще в 1970-х.