История производства советской послевоенной фототехники

Одним из глобальных событий в истории фотоиндустрии КМЗ стала разработка фотокамеры “Зенит” в 1952 г, которая имела массовое производство до 2005 г. Она была сконструирована на основе модели малоформатного дальномерного аппарата “Зоркий”. Всего было выпущено порядка 40 различных разновидностей “Зенита”. Шестая по счету серия имела первый объектив с переменным фокусом и была выпущена в 1964 году.

Зенит 122

Начиная с 1965 г. модификации “Зенита” были использованы в фоторужьях. Такими модификациями служили “Зенит – 122С” и “Зенит – ЕС”. Модель была настолько популярна, что ее стали масштабно экспортировать за рубеж. До сих пор названия марок “Зенита”- «Meprozenit»,«Revue»,«Prinzflex», «Zeniflex»,«Phokina» и прочие, устойчиво хранятся в памяти фотолюбителей и профессионалов того времени.

КМЗ – Красногорский завод имени С. А. Зверева

Завершающей моделью “Зенита” на КМЗ стала марка “Зенит-КМ”, выпуск которой начался в 2001 году и продолжался в течение всего 3 лет, после чего ее производство свернули. Марка “Зенит-КМ” имела следующие особенности: наличие электронного затвора, цифровой системы управления, байонет К.

Редкий фотоаппарат Момент

А в Ленинграде ГОМЗ начал выпускать “Момент” – аппарат шкального типа с кадром 80 Х 105 мм. В комплект входили 8 черно-белых позитивов на бумаге, не чувствительной к свету и столько же негативов на обычной фотобумаге.

В 1962 году ГОМЗ переименовали в ЛОМО. Здесь был выпущен малоформатный аппарат “Смена”, производство которого приходилось на 1953-1962 гг. Кадр имел размер 24 х 36 мм. Производство данной модели насчитывало более 1,7 млн экземпляров вместе с Минским механическим заводом.

Объектив Триплет Т-22

В комплект данного аппарата входили объектив “Триплет” Т-22 с ручным способом фокусирования и пленка типа 135, которая после использования перематывалась на пустую кассету.Фокусировка могла составлять от 1,3 метра до “бесконечности”.

Начиная с 1948 г. советские фотоаппараты начали активно поставлять за границу. Там многие модели были удостоены особого внимания и даже присвоены награды. Например, “Комета” имела большую популярность в прессе за автоматизацию высокого класса, другие марки были награждены Гран-При. Спрос на фототехнику, выпущенную в Советском Союзе, быстро набирал обороты.

Фотоаппарат Комет

В 50-х гг ХХ века разработчиками СССР были установлены синхроконтакты на фотоаппараты, а в начале 60-х годов производство фотоаппаратов выходит на новую ступень своего развития. С этого времени начинают выпускать автоматизированные камеры 35-мм формата, которые также выходят на продажу.

В 1957-1972 гг в Киеве производили среднеформатный зеркальный “Салют”, разработанный на базе шведской модели «Hasselblad 1600F» и имеющий объектив Индустар-29. Затем вышли на массовое производство системные камеры “Салют-С” (объектив Вега-12), выпуск которых продолжался с 1957 по 1972 г. Общее количество произведенных моделей составило больше 80 000 экземпляров.

Hasselblad 1600F

Вместе с развитием фотоиндустрии развивался интерес к фотосъемке, особенно среди молодого населения. Для них была предложена среднеформатная “Эстафета” с кадром 6 х 6 см, а также дальномерный “Вымпел”, стоимость которых составляла 24 руб. Их выпуск начался в 1958 году. Эти модели активно приобретались заинтересованной прослойкой общества.

Уже через год “Эстафета” и все ее производство было перенесено на Минский механический завод, а еще спустя 2 года ее вообще сняли с производства.

В то время, когда советский фотоаппарат “Зенит” заполнил собой все рынки фототехники, появился более высококачественный и дорогой “Старт”, выпускаемый с 1958 по 1964 года на КМЗ, но из-за своей дороговизны в 125 руб. не имел массового спроса и потому его вскоре сняли с производства.

ЛОМО также не оставался в стороне и разрабатывал очередные новые модели фототехники. Такой новинкой стали трехобъективный “Спутник” и двухобъективный “Любитель-2”. В комплектацию последнего входили зеркальный параллаксный видоискатель, 2 синхронизированных центральных затвора, 2 объектива Триплет “Т-22”. Качества, которыми он обладал, включая синхронизацию с электронной вспышкой и иные технические характеристики определяли его как одну из технических новинок.

Данные марки выпустили за 18 лет, начиная с 1955 года, в количестве свыше 80 000 экземпляров.

Развитие технических характеристик в фотоаппаратах дало толчок для новых разработок, таких, как пятиступенчатый “Сокол”, выпуск которого продлился с 1966 по 1986 года. Его объектив 2,8/50 “Индустар-70” был выполнен по схеме Тессар, то есть, двухлинзовый компонент был обращен в сторону объекта фотосъемки. Курковой взвод был совмещен с перемоткой пленки и счетом кадров, а центральный затвор имел выдержку 1/30-1/500 секунд. Такие характеристики, как синхроконтакты со вспышкой, оптический видоискатель, работающий вместе с дальномером и автокоррекцией параллакса ставили “Сокол” в один ряд с техникой наивысшего уровня.

Нарцисс фотоаппарат

Микроформатный “Нарцисс”, который выпускался на КМЗ в 1961-1965 гг, был первым во всем мире, делающим снимки на пленку 16 мм. Он был нацелен на использование его в научной деятельности, однако высокая стоимость производства аппарата, низкое качество снимков, а также дефицит пленки стали причиной, по которой данная техника экспортировалась лишь за рубеж.”Нарцисс” был выпущен в количестве свыше 10 000 экземпляров.

Уже в 60-х годах фототехнику, производимую в Советском Союзе, продавали в более чем семидесяти странах. Надо сказать, что преимущественно фотоаппараты поставляли в социалистические республики. Самыми известными стали «Салют», «Любитель», «Сокол», «Зенит» и некоторые другие модели. Также широко-востребованными были приборы для ночного видения и бинокли. Спрос увеличивался, и к 1980 году выпуск составил уже более 25 разных моделей, численность которых составляла свыше 4 миллионов в год. Эта погоня за производством новых аппаратов и преумножением их количества отразилась на качестве техники. Поэтому дальнейшие разработки не пользовались спросом, а востребованной становилась зарубежная фотоаппаратура. Застойный период ознаменовал застой в фотоиндустрии, начавшийся с плавного снижения объемов выпускаемых фотоаппаратов, а затем приостановку смежных промышленных предприятий. На сегодняшний день фотоаппараты, сделанные в Советском Союзе, имеют только музейную и культурную ценность, их закупают коллекционеры, а профессионалы и любители фотосъемки пользуются зарубежной аппаратурой, ввозимой в Россию в масштабных количествах.


Posted

in

by

Tags: