В течение нескольких лет, с 2012 п 2014 год, французский фотограф Адриен Таш путешествовал по Африке, фотографируя местные фотостудии и их владельцев, которые изо всех сил пытаются удержать свой бизнес на плаву.
Раньше они хорошо зарабатывали фотографирую на паспорт, свадьбы, дни рождения и другие церемонии. К сожалению, как и большинство современных фотостудий, эти небольшие африканские компании чувствуют экономическую нагрузку, создаваемую прогрессом цифровой фотографии.
Мохамед, Омар, Диалло или Сиби – африканские фотографы родом из Мавритании, Сенегала, Гвинеи, Конакри, Мали и Буркина-Фасо. В этих районах Африки фотография по-прежнему играет важную роль в обществе.
Профессия фотографа в местных районах очень отличается от западной. Если некоторые из них сейчас используют современные зеркальные камеры, то многие все еще работают со старыми камерами 70-80-х годов: Konica, Canon, Pentax, Зенит.
Хотя некоторые из них называют себя путешествующими фотографами, у большинства из них есть свои собственные студии, с ярко украшенными фасадами. Интерьеры, освещенные неоновым светом, как правило, простые, с одним диваном для клиентов, столом и несколькими пластиковыми аксессуарами. На стене висят плакаты или разноцветная ткань, которая используется в качестве фона для портретов. Стоимость проката фото-оборудования и аренда помещения очень высокая. Поэтому зачастую арендованное помещение делят сразу несколько предпринимателей, например с фотографом, по соседству через ширму, может работать портниха или парикмахер.
Бывает, что студия находится непосредственно в доме фотографа, как у Сиби из Сенегала, который признается, что ему «нужна другая работа, чтобы сводить концы с концами». Некоторые из его коллег дополнительно работают строителями, учителями, работающими неполный рабочий день, или медсестрами. Кроме того, с июня по сентябрь, во время сезона дождей, фотостудии получают меньше заказов. Только после сезона сбора урожая спрос на фотосъемку вырастает.
«Эти фотографии – мой способ показать реалии бизнеса, образ жизни, эпоху, которая почти закончилась» – говорит Адриен
Для этих фотографов, особенно из деревень, проявка пленки становится все дороже, потому что лаборатории находятся порой в 300 км от студии.
«Я оплачиваю билет туда и обратно, а иногда клиенты не могут оплатить заказанные ими фотографии или приходят за ними через 2 или 3 года» – говорит фотограф из деревни Подор, Сенегал.
В этих странах печать фотографии 13×18 стоит около 0,70 евро, это очень дорого для местного населения.
«Было время, когда африканским фотографам приходилось отправлять свои пленки во Францию для печати черно-белых изображений», – говорит фотограф в Маливилле, Гвинея-Конакри.
Для Мохамеда, фотографа из Нуакшота (Мавритания), развитие цифровой фотографии наносит урон его бизнесу.
«Недорогие цифровые фотоаппараты и мобильные телефоны со встроенными камерами сегодня может позволить себе каждый, и то, как они снимают, очень похоже на наш уровень съемки. Если мы не улучшим наши фотографические навыки, наши студии скоро закроются. Сегодня наличие камеры, позволяет слишком многим людям называть себя фотографами. Конкуренция жесткая, некоторые ломают цены, устраивают ценовой демпинг. О солидарности между фотографами вообще нечего говорить, ее просто не существует. И выход из этого положения – обучение. Только высокое качество фотосъемки позволит нам, африканским фотографам существовать» – говорит Мохамед.
«Сегодня африканские фотографы не имеют возможности обучаться этому ремеслу, а те небольшие знания, которые они имеют, передаются в устной форме. Часто мы используем неправильные настройки фотокамеры. Те, кто хочет стать фотографом-репортером, должны отправляться учиться в Дакар (Сенегал), поскольку в Мавритании нет фотографических школ. Этот недостаток обучения виден в наших работах. Однажды я случайно замедлил скорость затвора, и когда я проявил свою фотографию, был удивлен, увидев двойную экспозицию на лице моей модели. Я понял, что мы плохо знаем наши камеры. Со своей стороны, я уверен, что без надлежащего обучения и хорошего оборудования наша профессия в Африке на грани исчезновения».
«Чувствуя, что я нахожусь между двумя страницами истории африканской фотографии, я хотел увековечить их своим «третьим глазом», внутри их безвкусных и дешевых студий или во время работы на свадьбах или церемониях. Гордость, застенчивость, веселье – у каждого фотографа был свой способ реагировать и держать камеру, при виде меня. Эти фотографии – мой способ показать реалии фото-бизнеса в Африке, образ жизни этих людей, и эпоху, которая почти закончилась» – Адриен Таш
Читайте также: Брюс Гилден и гангстеры