Фоторепортаж или как фирмы поддерживают свой престиж
Щедрыми меценатами романтического, приключенческого фоторепортажа становятся, как ни странно, крупнейшие промышленные корпорации. Многие гигантские фирмы, которые добывают нефть со дна морей или в заполярной тундре, организуют лесоразработки в окутанных туманом высокогорных районах, налаживают связь с космическими кораблями и спутниками или ведут деловые переговоры с другими странами, теперь обращаются к услугам фотографов, желая увековечить свою деятельность. Поэтому, отчасти намеренно, отчасти случайно, многие фирмы сделались владельцами крупных и необычных собраний художественных фотографий. И конечно, кто-кто, а уж богатейшие корпорации располагают достаточными средствами для организации выставок музейного уровня. В 1974 году некоторые из них такие выставки и организовали.
Нефтяная фирма «Эксон» тратит десятки тысяч долларов на приобретение фотографий для своих отчетов и брошюр, а кроме того является владельцем пяти постоянных передвижных выставок, которые уже в сорока городах США экспонировали произведения живописи и фотографии.
В калифорнийском городе Редондо Бич фирма «Томпсон-Рамо-Вулдридж», выпускающая авиационно-космическое, автомобильное и электронное оборудование, открыла фотодокументальное отделение и выставляет его работы в зданиях фирмы для всеобщего обозрения; в 1974 году это отделение выполнило заказов на миллион долларов как для своей фирмы, так и для других предприятий.
«Коммонуэлс Эдисон» , шестая по величине фирма коммунальных услуг, поручила фагоочеркисту Стивенсу Лейнуолу разработку ряда городских и промышленных тем. Лейнуол сделал около тысячи снимков-50 из них украшают сейчас стены главного здания фирмы в Чикаго.
Крупнейший в США «Банк оф Америка» поручил фотографу Бобу Футорэпу документацию работы художников Джезуса Кампусано и Льюиса Дж. Кортазара – они четыре месяца расписывали стены перестроенного здания этого банка в Сан-Франциско. В июне роспись была открыта для обозрения, и одновременно были выставлены фотографии, зафиксировавшие весь процесс ее создания.
Многие лучшие работы фотографов, принадлежащие фирмам, были сделаны по заказам, преследовавшим ограниченные цели рекламного характера. Фотограф, работающий для промышленной корпорации, оказывается в положении средневекового художника, который умел соразмерять свои творческие порывы с желаниями заказчика и вставлял его изображение в прекрасный витраж или картину. Фотограф тоже должен уметь находить равновесие между фотожурналистикой и рекламой. Лучшие фотографы весьма умело соблюдают это равновесие и художественно решают неразрешимые, казалось бы, проблемы.
В холодное осеннее утро фотограф Ко Рентмистер долго решал, как с помощью фотографии можно показать, что выпускаемый фирмой Пфайзера фармацевтический продукт обеспечивает отсутствие у свиней трихин. Вскоре он убедился, что из снимков, сделанных на бойне, ничего путного не выйдет. «Туша тушей и останется», – говорил он себе, обдумывая возможности, выискивая необычные ракурсы, фотографируя отдельные детали бойни и делая по три снимка с различными светофильтрами, чтобы как-то смягчить мертвенное люминисцентное освещение. Но попозже, уже гуляя по острову в ожидании самолета, на котором он собирался улететь обратно в Копенгаген, Рентмистер сделал моментальный снимок бородатого ветеринара с поросенком на руках. Монтаж этого изображения с абстрактным цветным фотоснимком выразил заказанный фирмой для годового отчета лейтмотив: «Развитие техники превращает агрономию в точную науку».
Гаральд Сонд, молодой фотограф из Сиэтла, любит бродить с фотокамерой и рюкзаком по лесным тропам северо-западных штатов в поисках лирических пейзажей – окаймленных ольховником озер и снежнолапых елей. По заданию второй по объему продукции лесопромышленной фирмы «ЛуизианаПасифик, Сонд совершил поездку по районам, лежащим к востоку от привычной ему территории, значительно расширив рамки своей работы и освоив ряд новых приемов. «Я стремлюсь создать настроение, – говорит фотограф. – Фирма дает мне общие установки, а в остальном ничем меня не стесняет». Живописные фотографии Сонда украсили первый самостоятельный годовой отчет фирмы («Луизиана-Пасифик» лишь недавно отделилась от фирмы «Джорджия-Пасифик»). В отчете все время подчеркивалось, что новая фирма не собирается уклоняться от своей основной линии, но и впредь собирается «ходить и в лес и по дрова», а поэтому заинтересована в охране природы.
Пейзажные работы Сонда подчеркивали эту мысль.
Начиная выполнять заказы промышленности, многие фотографы расширяют свои горизонты. Нью-йоркский фотограф Джей Майзел. составивший себе имя на пейзажной фотографии, теперь говорит: «Меня восхищают заводы, фабрики и, вообще, вся американская промышленность. Вам приходилось когда-нибудь наблюдать, как стальная лента, с полкилометра длиной, проносится через прокатный стан со скоростью шестидесяти пяти километров в час?»
Таким опытным и талантливым фотографам, как Майзел, фирмы платят от 300 до 1 500 долларов в день и оплачивают текущие расходы. В большинстве случаев все снимки, сделанные за этот день переходят в собственность фирмы. Рекламные агенства платят фотографам еще больше. Фил Марко, например, «творит» пейзажные фотоснимки, не выходя из своего нью-йоркского ателье, и получает до 3 000 долларов в день за создание фотоизображений на фоне, точно соответствующем заданиям рекламы. За иллюстрированную страницу годового отчета фирмы он получает вдвое меньше и все-таки эту работу выполняет охотнее: «Тут у меня гораздо больше свободы. Целую страницу я могу разделать по своему усмотрению, могу сколько угодно работать над ней, снимать и переснимать, пока не добьюсь того, что меня удовлетворит».
Работа для промышленных фирм иногда предоставляет и возможность фотографировать знаменитых людей. В 1974 году Доналд Кендолл, глава фирмы «Пепси-кола», пригласил с собой в поездку по Советскому Союзу фотографа Берта Глинна: поездка эта предпринималась, чтобы отпраздновать подписание соглашения о продаже в СССР этого американского напитка. Кендолл встретился с Л. И. Брежневым, и Глинн в течение пятнадцати минут делал снимок за снимком.
Но помимо художественно-документальной роли, фотография ценится корпорациями и за то, что она повышает их престиж. В прошлом художники‑конструкторы убедили бизнесменов, что архитектурные шедевры и собрания картин окупают себя не только материально – они создают благоприятное впечатление о лице фирмы. Теперь этот же аргумент выдвигают фотографы в пользу фотоискусства: художественные фотоснимки, даже если они и не имеют прямого отношения к деятельности фирмы, придают ее помещениям современный стиль.
В международном центре фирмы Е.Р. Скуиб-энд-сонс» в Принстоне, штат Нью-Джерси, выставлено около 300 больших цветных фотографий почти все они взяты из вышедшего в 1971 году фотоальбома Эрнста Хааса «Сотворение». В чикагском «Эксчендж нэшнл банк» тоже имеется коллекция фотографий, и в коридорах, фойе и рабочих помещениях банка можно видеть даже оригиналы Стейхена и Стиглица. Партнеры большой лос-анджелесской фирмы “О’Мелвени-энд-Майерс” построили свою фотоколлекцию на пейзажных работах Энзела Адамса и Эдуарда Уэстона, отразивших величественную природу южной Калифорнии. Внушительная коллекция фирмы «Джозеф Е. Сигрэм-энд-сонс» в Манхаттане посвящена городской тематике и включает в себя снимки Льюиса Хайна (небоскреб «Эмпайр стейт билдинг) и Бернис Эббот (здание «Флэтайрон билдинг» ).
Спрос на произведения фотоискусства будет, вероятно, колебаться в зависимости от успехов и неудач отдельных корпораций и общего состояния народного хозяйства. Но в целом, все больше и больше фирм приходит к выводу, что собственное собрание фотографий повышает их престиж, – а вывод этот означает, что лучшие фотографы страны будут получать все больше и больше заказов.