Фотограмма

0
939
фотограмма

Фотограмма

Как вы можете сделать снимок, не используя камеру? Процесс не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Фактически, безкамерная фотография — это метод, не сильно отличающийся от самой фотографии, но, похоже, она не использовалась должным образом, пока Мэн Рэй и его современники не открыли его снова в 1920-х годах.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии: Фотограмма — изображение, полученное фотохимическим способом, без применения фотоаппарата. Предмет помещают на фотобумагу или плёнку, и освещают лампой так, чтобы на фотоматериал попала его тень. Специфической особенностью фотограммы является то, что в момент экспозиции свет не отражается от предметов, а проходит сквозь них. Непрозрачные предметы запечатлеваются на фотограмме в виде светлых силуэтов.

Тем не менее, результат выглядит совершенно другим, больше напоминающим рентгеновские снимки и фотокопии, чем реальные фотографии. Эстетика фотограммы больше, мистифицируют снимаемый предмет. На фотографии ниже, сделанной Уильямом Генри Фоксом Талботом, снимок слева выглядит более зловеще, глядя на него, ждешь как из-за ствола дерева появится фигура девочки из японских фильмов ужасов, те что с белом одеянии и черными слипшимися волосами по пояс.

Уильям Генри Фокс Талбот — Дуб зимой, c.1842-43

В конечном итоге, сравнение двух — фотограмм и фотографий — может привести к выводу, что, хотя их первоначальная цель может показаться схожей, как и химические вещества, которые окружают процесс, их окончательный результат обнаруживает совершенно противоположные вещи.

Сравнивая фотограмму и фотографию, можно прийти к выводу, что, хотя их первоначальная цель может показаться схожей, как и химические связи окружающие сам процесс, однако результаты видим совсем противоположные.

Фотография стремится задокументировать или придать субъективность всему процесс.

Мэн Рэй — Слева: «Но», 1924 / Справа: «Неизвестный Рэйограф», 1926

А фотограмма, это своего рода фотографическая картина, но она отображает тона в порядке, противоположном тому, который виден в реальности. Это означает, что на фотограммах видны негативные тени, или, другими словами, участки поверхности, которые не соприкасаются со светом, и остаются белыми, а не черными, как в реальной жизни. Разнообразие тонов зависит от качества материалов, использованных для получения изображения.

Фотограмма

Следовательно, те объекты, которые не имеют прозрачности или кажутся прозрачными в определенной степени, отображаются на конечном кадре серыми, а степень затемнения или яркости зависит от степени прозрачности.

Попробуйте добавить немного юмора в свои фотограммы, используя причудливые объекты. Фотография: Мирай Канаяма

Однако если объекты расположены вплотную к светочувствительному листу, и ни один из них не является прозрачным, изображение, будет отображаться как высококонтрастное черно-белое изображение без оттенков серого.

Фотограмма
Слева: Мэн Рэй — Рэйограф без названия, 1922 / Слева: Мэн Рэй — Рэйограф без названия, 1925

Большой вклад в развитие фотограммы внес, живший в Берлине венгерский художник Ласло Моголи Надь, который как и другие фотографы своего времени, тоже экспериментировал со свето­чувствительными материалами.

Глубокая вера в существование связи между искусством и техникой привела его к фотографии, в которой он видел «специфическое средство создания непосредственного зрительного впечат­ления, использующее свойства светочувствительной эмульсии».

Ласло Моголи Надь, 1945

Постепенно его интерес к фотографии с изучения тональных соотношений теневых снимков распространился и на такие области, как фоторепортаж, момен­тальная фотография, растянутое во времени движение, микрофотография, радиография, необычные ракурсы, искажения перспективы и совмещения изображений. Свои идеи он развивал, читая лекции в Баухаузе, знаменитой Высшей школе строительства и худо­жественного конструирования в Германии.

Фотограмма, 1939 г. Фотограф: Ласло Моголи Надь
Фотограмма, 1939г. Фотографа: Ласло Моголи Надь
Фотограмма, 1928 г. Фотографа: Ласло Моголи Надь

В 1937 году он был назначен директором Нового Баухауза (впос­ледствии Института художественного конструирования) в Чикаго. Там к нему присоединился Артур Сигел, много­опытный фотограф, работавший ранее в историческом отделе Администрации обеспечения фермерских хозяйств и кроме того, самостоятельно экспери­ментировавший с теневыми снимками.

В своем преподавании Сигел делал упор на тональность, фактуру и освещение — элементы, которые в сочетании с такими техническими приемами, как соляризация и многократная экспозиция, повышали художественную выразитель­ность; этот курс он вел вместе с Гарри Калаханом, которого Сигел привлек к работе в Институте в 1946 году.

фотограмма

фотограмма

В 1951 году Калахан познакомился с Аароном Зискиндом и пригласил его в Институт. Зискинд с начала 1930-х годов работал в жанре документальной фото­графии и был связан с Фотолигой — объе­динением нью-йоркских фотографов, задавшихся целью отобразить сред­ствами фотографии человеческий род.

Фотограмма 1952 г. Фотограф: Аарон Зискинд
Фотограмма, 1948 г. Фотограф: Аарон Зискинд

Однако к 1943 году увлечение фотограммой перестало занимать Зискинда. Он радикально переменил направление и стал из хаоса реального мира извлекать образчики порядка и равновесия. Ис­точником этой упорядоченности ему служили плоскости и поверхности нашей среды, стены, вывески, скалы, образо­вывавшие гармоническое изобилие форм, объемов, очертаний и узоров на плоскости фотографии, в рамках ее прямоугольного кадра. Выделяя кро­шечный отрезок нашего мира и придавая ему независимое существование, Зис­кинд открывал новый подход к дейст­вительности и новый способ ее ото­бражения. Его работы открывали простор для свободных ассоциаций.

Читайте на Яндекс.дзен

Насколько полезным был этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить статью!

Средний рейтинг / 5. Количество голосов:

Пока нет оценок! Будьте первым, кто оценит эту статью.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here