В 1976 году (Соединенные Штаты Америки отмечали двухсотлетие своей независимости). – события, результатом которого явилось создание единой нации из многообразнейшей массы людей различных культур и различных убеждений.
Празднуя двухсотлетний юбилей своего государства, американский народ отдает дань созидательному вдохновению, идеям и чаяниям своих предков – людей 1776 года.
Глаз увидел, палец нажал, перед холодным зрачком объектива мигнул затвор, и свет ударил по пленке. Мгновение миновало. Но запечатленное в химической памяти, осталось ожидать своего воскрешения в двухмерном пространстве воспоминание о событии, тонкопленочное доказательство того, что в нашем объемном мире что-то произошло и кто-то существовал.
Все это так. конечно, и тем не менее, фотография — это не только последовательность чисто физических явлений, продиктованных желанием человеческого мозга остановить мгновение. Изображение, созданное человеком и фотоаппаратом, преодолевает механическую последовательность родивших его событий и обретает собственную долгую жизнь, а порой и бессмертие.
Фотография — это oпрежде всего голос добросовестного свидетеля, повторяющего, хотя и не всегда слово в слово, сказанную жизнью фразу. Возьмем ли мы первую фотографию Нисефора Ньепса, снятую из окна мансарды во Франции 150 лет назад, или сработанный на высшем уровне современной техники фотоснимок космического спутника, в обоих изображениях мы найдем одно качество — объективность.
Люди, понимающие язык, на котором к ним обращается фотография, различают в нем многие голоса. Порой это голос регистратора, сообщающего точные фактические данные, порой проницательный исследовательский инструмент, увлекающий нас в только-только познаваемые или даже еще непознанные области.
Но наиболее привычный и знакомый для нас голос фотографии — это голос истории. Он повествует о шествии людей через события и обстоятельства, то есть о нас самих: какими мы были и какими мы стали. Он повествует о гибельных драмах войны и смерти, о безмятежном счастье детства, о радостях и горестях семейной жизни, о повседневной или же об исключительно редкой красоте, об изменениях культуры, стиля и быта, словом, о всех следах и царапинах, которые мы оставляем за собой, пробираясь через туннель времени.
Автоматизация фототехники постепенно освобождала фотографа от механической работы, позволяя ему сосредоточиться на основной задаче — создании изображения. Сейчас перед фотографией открываются новые области творческой деятельности. Последние достижения позволяют человеку увидеть невидимое — окраску хвоста кометы, общий вид Земли и даже то, что физически не существует. Они искажают действительность, дабы выкристаллизовать из нее истину, и в буквальном смысле слова открывают перед фотографией новое измерение.
В один прекрасный день мы, вероятно, сфотографируем не только лицо человека, но и его психику. Может быть, нам удастся запечатлеть на пленку все измерения нашего мира, даже время, и уловить образы, до сих пор еще не находившие своего визуального воплощения.
Такие увлекательные перспективы не означают, конечно, что мы открыли пресловутый философский камень и что развитие фототехники само по себе гарантирует улучшение результатов фотографирования. Ведь какой бы степени изощренности ни достигла техника, фотографическое изображение — это прежде всего человеческое произведение, а не машинная продукция.