В 1859 году Шарль Бодлер с тревогой говорил о «безумии», охватившем мир, о массовом помешательстве, которое он окрестил «солнцепоклонничеством», но которое мы называем светописью – фотографией.
Сейчас, полтора столетия спустя, мы, видимо, вступили в новый период массового помешательства. Впрочем, фотограф Джерри Улсмен именует его «возрождением».
Но как бы ни называть этот период, ясно одно: фотография стала массовым, народным искусством. Нового в этом мало: история знает уже два периода массового увлечения фотографией. Первый имел место во времена Дагера, когда фотограф был скорее изобретателем, чем художником, второй – на рубеже XX столетия, когда роль фотопророка перешла от Дагера к Джорджу Истмену. Наступил Век Моментальной Фотографии, породивший, помимо массы любителей, узкий круг фотохудожников, которые потом в сравнительной безвестности еще с полстолетия боролись с противившимися разъединению сиамскими близнецами – живописью и светописью.
Наш век, однако, отличается от всех предыдущих тем, что он неожиданно и стихийно признал фотографию полноправным искусством. Новый подход сказывается многообразно: и в появлении курсов фотографии в университетах, и в культе талантливых фотографов, достигающих яркости кинозвезд, и во влиянии фотографии на современную живопись.
Новый век ускорял свои темпы постепенно. В середине 1950-х годов небывалый успех имела фотовыставка «Род человеческий» в нью-йоркском Музее современного искусства. Затем в 1959 году появился фотоальбом Роберта Франка «Американцы»; хотя он пользовался не таким успехом, как ставший бестселлером фотоальбом «Род человеческий», но и он оказал значительное влияние на документальную фотографию. Профессия фоторепортера всегда, конечно, была овеяна ореолом романтики в глазах американцев, но после того, как в 1966 году на экраны вышел фильм «Блоу ап» Микеланджело Антониони, американская молодежь вознесла фотографа на пьедестал.
И вот теперь, в 1970-х годах, мы вступили в полосу подлинной фотореволюции: сомнения развеялись, и фотоискусство захватывает позиции всюду – в музеях, в университетах, даже на стенах гостиных частных домов. Без фотографа у нас не обходится ни одно событие. Он фиксирует каждое мгновение, каждый шаг, непрерывно свидетельствуя о том, что мы действительно существуем в пространстве и во времени.
Рекомендую к прочтению: Художественное совершенство фотографа и фотографии