После окончания Великой Отечественной войны фотопромышленность СССР получила новые возможности для развития. Конверсия позволила получить новые квалифицированные кадры и мощные производственные площадки. Трофейные модели фотоаппаратов дали много новых идей конструкторам. Благосостояние населения стабильно улучшалось, а потребительский рынок стремительно расширялся. Что касается довоенных моделей, то среди них остались две: ФК-1, предназначенная для фотоателье и зеркальный ФЭД.
Активно развивалась и спецтехника, которая использовалась в холодной войне. В лабораториях КГБ создали “Аякс-8”. Она снимала в формате 18×24 мм. Устройство умещалось в сжатом кулаке или под одеждой. Сегодня эта модель представляет огромный интерес. Многие наработки были взяты из немецкой техники.
На данном фотоаппарате стоял объектив А-1. Для перемотки фотопленки использовалась пружина. Для спуска дистанционно используется тросик управления. Съемка осуществлялась на пленку 21 мм без перфорации. Подготовленный работник изготавливал ее самостоятельно. Он брал стандартную кинопленку на 35 мм и разрезал ее в темном помещении.
Но у данной модели были существенные проблемы. Снимки часто оказывались недостаточно качественными. Требовалось подтянуть оптические данные. По этой причине был выпущен “Аякс-9”. При нажатии на кнопку затвора производился снимок. Одного взвода пружины хватало на 15 снимков. Модель комплектовали более современным объективом А-4, а затвор получил более плавный спуск. Здесь была специальная кассета, которая давала возможность “перезаряжаться” на свету. Серия “Аякс” совершенствовалась на протяжении еще многих поколений. Практически до начала 90-х годов это был самый популярный фотоаппарат спецслужб из стран социалистического лагеря.
Были и камеры для массового потребления. За основу одной из них была взята складная Zeiss Ikon 6×9.
На Красногорском механическом заводе в 1946 году выпустили модель под названием “Москва”. Всего производитель выпустил 5 модификаций камеры до 1960-го.
В качестве репараций Германия передала техническую документацию на свои современные разработки. К примеру, фотоаппарат советских времен “Москва-1” комплектовался немецкими объективами и затворами. Фокусировка осуществлялась с помощью поворотной линзы. Данная дальномерная модель использовалась для съемки пейзажей и групповой съемки. Среди недостатков можно выделить громоздкость фотоаппарата, работать с ним можно было только со штатива. Он часто встречался у навязчивых фотографах в прибрежных городах.
В 1848 году на том же самом заводе решили выпустить фотоаппарат “Зоркий”, который отличался отличным для того времени затвором. Первый показ был приурочен у празднику Первомая. Модель выпускалась до 1980 года, всего производитель показал 14 модификаций, каждая из которых имела улучшения над предыдущей. Усовершенствовав кнопки спуска, завод представил в 1955 году ФЭД-2. После этого Фотокоровы 18×24 и 13×18 были переданы на Харьковский завод.
Активно развивалась фототехника и в УССР. Киевский завод “Арсенал” получил активное развитие после того как в него завезли оборудование с немецкого концерна Contax. Здесь же обосновались и специалисты из Германии. Уже с 1947 года на заводе появилась новинка – фотоаппарат “Киев”. Эти советские фотоаппараты, собранные из трофейных компонентов до сих пор пользуются огромным спросом среди коллекционеров.
К середине 50-х годов в СССР была выпущена стотысячная камера. И сегодня в продаже можно отыскать немного измененный экземпляр модели “Киев-88” с кадром 6×6. Она производится компанией Arax, оснащается объективом Arsat. К слову, байонетное крепление для камеры поставляется тем же заводом “Арсенал”. Из новшеств реплики следует отметить наличие предварительного подъема зеркала.
Что касается цен, то они не отличаются своей демократичностью. К примеру, модель Киев-88СМ, которая оснащена уже современной начинкой и байонетом Pentakon Six можно купить по цене от 500 долларов США.
И это далеко не все фотоаппараты советского производства, которые пользовались активным спросом. К примеру, Красногорский завод в 1949 году пустил в производство фотоаппарат “Любитель”. Он обладал откидной стенкой сзади и корпусом из пластмассы. Это позволило сделать модель относительно доступной и массовой. Зеркалка “Любитель” получила кадр 6×6. За период с 1950 по 1979 годы было выпущено 3,5 млн. таких моделей.
Она оказалась столь популярной, что заводу даже пришлось разрабатывать более совершенную версию “Любитель-2”.
Читайте также: Довоенные советские фотоаппараты