фото эксперименты

Фото эксперименты

Элвин Лэнгдон Коберн и Ман Рей – фото эксперименты

Вортография

Возможности, связанные с различного рода вмешательством в «чистый» фотографический процесс, всегда привлекали внимание искателей новых путей в фотографии. Применение особых эффектов освещения и экспериментирование со светочувствительными материалами открывали путь к фото-абстракционизму, изображению отдельных формальных элементов.

фото Элвин Лэнгдон Коберн фото Элвин Лэнгдон Коберн

Коберн начал фотографировать, когда он получил фотоаппарат в подарок на свой восьмой день рождения, но только в 1899 году, когда он встретил фотографа Эдварда Стейхена, он стал серьезным фотографом. В том же году Коберн участвовал в двух важных выставках: выставке Новой школы американской живописной фотографии и Салоне связанного кольца – группе английских фотографов, которые работали над тем, чтобы сделать фотографию искусством.

В 1902 году Коберн открыл студию в Нью-Йорке, чтобы выставлять свои отпечатки, и в том же году он был избран в недавно сформированную Фотосессионию, группу американских фотографов, цели которой были аналогичны целям Связанного кольца. После работы в течение года в нью-йоркской студии Гертруды Кезебир, ведущего фото-сецессиониста, Коберн вернулся в Бостон, где на его стиль повлияло открытие чернильных картин японского мастера Сесшу.

В 1904 году Коберн отправился в Лондон с комиссией фотографировать знаменитостей. Среди памятных портретов, которые он сделал, были портреты писателей Джорджа Мередита (1904), Генри Джеймса (1906) и скульптора Огюста Родена (1906). Он даже сделал обнаженный портрет Джорджа Бернарда Шоу (1906), поставленный как знаменитая скульптура Родена «Мыслитель». Портреты Кобурна были собраны и опубликованы в книгах «Люди Марка» (1913) и «Больше людей Марка» (1922).

Живший в Лондоне молодой американец Элвин Лэнгдон Коберн внимательно следил за новыми течениями в искусстве; в особенности его интересовал «вортицизм» – преклонявшийся перед движением и машинами. Вдохновителем этого движения был английский художник Перси Уиндхем Льюис.

Коберн решил создать абстрактную картину средствами фотографии. В 1917 году он выставил восемнадцать «вортографий» составленных в форме трехгранной призмы. При фотографировании через стекло изображения кусков дерева и кристалла дробились на части. Вортографии удостоились похвалы поэта Эзры Паунда, признавшего, что они требуют от зрителя уменья смотреть и открывать закономерность сочетаний.

Эффект Собатье. Соляризация

Фотограф Ман Рэй
Фотограф Ман Рэй

Несколько лет спустя эксперименты с фотографическим процессом начал другой живший за границей американец. Ман Рей был художником и фотографом. В 1921 году он приехал в Париж и примкнул к группе дадаистов – поэтов и художников, которые отвергали общепризнанное, ценили такие материалы, как отбросы и всякий хлам, и такие понятия, как случайность и совпадение.

Ман Рей в своих работах уделял много места импровизации, умышленно пренебрегая техникой дела. Почти случайно он натолкнулся на способ полного или частичного обращения черно-белых тонов снимка. Этот процесс изменения тональных соотношений называется соляризацией или эффектом Сабатье, в честь французского химика, тоже натолкнувшегося на него совершенно случайно.

Воодушевленный своим открытием Ман Рей с удвоенной энергией продолжал эксперименты, намеренно проделывая в лаборатории различные нелепости в надежде на счастливый случай. Однажды он положил несколько оказавшихся под рукой предметов на светочувствительную бумагу, зажег в лаборатории свет и смотрел, как на бумаге возникали искаженные очертания. Он продолжал эти эксперименты, применяя прозрачные и непрозрачные предметы, подвижные и неподвижные источники света. Эти теневые снимки он называл «рееграфами» и восхищался изображениями, полученными таким парадоксальным способом.

работа Элвина Лэнгдона Коберна
работа Элвина Лэнгдона Коберна
работа фотографа Элвина Лэндгона
работа фотографа Элвина Лэндгона
фото фотографа Ман Рэя
фото фотографа Ман Рэя
работа Ман Рэя
работа фотографа Ман Рэя

Ман Рэй считается пионером сюрреалистической фотографии. Художественные работы Рэя очень разнообразны. Он был художником, художником-предметником и режиссером. Он был самым первым художником, чьи изображения были более ценными для коллекционеров, чем его художественные работы. Поэтому он внес значительный вклад в оценку фотографии как формы искусства.

Читайте также: Развитие фототехники. Документальная фотография.


Posted

in

by