Применение в фотографии принципов художественного конструирования или «дизайна», (это емкое слово принято теперь в качестве международного термина), иной раз понимается как уменье эффективно использовать технические приемы, чтобы приукрасить фотоснимок. Такой взгляд, однако, ошибочен: не считаем же мы архитектуру лишь средством украшения фасада здания! В фотографии, как и во всяком (не только в прикладном) искусстве, дизайн – это и процесс, и результат сочетания отдельных элементов в единое целое, как можно лучше отвечающее своему назначению. Чайник, например, это прибор, который должен быть достаточно легким для руки, не протекать, сохранять тепло, не разбрызгивать струю и удовлетворять ряду других условий. Дизайн чайника должен учесть все условия при выборе материала, формы, толщины стенок и так далее. Правильный дизайн обеспечит соответствие чайника своему назначению.
Сделать фотоснимок, отвечающий своему назначению, тоже не просто. Назначение снимка – восприниматься зрением. Чаще всего (хотя не всегда) он представляет собой плоский предмет, нечто сообщающий зрителю.
Это «нечто» содержит в себе смесь эмоций, информации, характеристик и идей – конгломерат, не поддающийся описанию словами. Правильным дизайном в фотографии будет такая организация зримого материала, которая передаст все, что фотограф хотел передать.
Итак, допустим, что каждый снимок нуждается в какой-то структуре, наиболее соответствующей его назначению – каким же образом фотограф приходит к ней? По всей вероятности, он, сам того не сознавая, принимает и осуществляет ряд решений, соответствующих принципам дизайна фотографии. Уже решение воспользоваться для создания изображения фотоаппаратом принадлежит к этому ряду; фотоаппарат дает перспективное изображение: удаленные предметы уменьшаются в размерах, и уходящие вдаль параллельные линии кажутся сходящимися. Большинству фотографов это свойство камеры кажется непременным и само собой разумеющимся. Но ведь существует и другая возможность: в фотомонтаже расстояние не обязательно сказывается на размерах объектов и ожидаемом глазом направлении линий. Другими этапами дизайна является выбор негативных и позитивных фотоматериалов, экспозиции и способов проявления: это определяет реакцию будущего фотоснимка на действие света, так как тот или иной материал, та или иная обработка его по-разному влияют на характеристики фотоснимка— контрастность, цвета, тона, зернистость и прочее. Фотограф может даже избрать неортодоксальные пути и получать комбинированные отпечатки с нескольких негативов одновременно, делать теневые снимки без помощи оптической системы и так далее.
Эти этапы образуют канву для дизайна. Они, как выбор художником холста и красок, подготавливают следующий шаг в создании картины. По этой канве фотограф может, пользуясь огромным выбором возможностей, вышить любой узор, организовать зримые элементы так, чтобы добиться желаемого результата.
От угла съемки и точки установки аппарата в значительной степени зависит, что именно и в каком виде появится на снимке: фотограф выбирает фон и изменяет расстояние между двумя объектами, сближая их. Выбором объектива он контролирует перспективу, относительные размеры переднего и заднего плана и количество попадающего в кадр материала. Изменяя рабочее отверстие объектива, фотограф может с предельной четкостью зафиксировать почти любую деталь, а может рассеять в туманной дымке все нежелательные подробности. Выбрав скорость затвора, он может получить резкое изображение движущегося объекта в любой момент движения, а может протянуть разноцветную полосу через весь кадр. От выбора освещения зависит яркость снимка, глубина светотеней, видимость различных деталей. Все принятые решения определяют, какие элементы увидит зритель и насколько важными они ему покажутся. Эти решения помогают найти правильную художественную структуру снимка, то-есть дизайн фотографии.
Этот, далеко не полный, перечень открытых перед фотографом возможностей показывает, что изображению можно придать ту или иную форму, можно по-разному организовать его. И возникает вопрос: какую из всех возможных организаций должен фотограф выбрать? Единого ответа на этот вопрос не существует: все зависит от намерения фотографа и от имеющихся в его распоряжении средств. Но, стремясь точнее выразить свой замысел, фотограф может положиться на некоторые общие принципы дизайна, известные художникам с незапамятных времен и до сих пор служащие надежными проводниками. Знание этих принципов помогает предугадать возможную реакцию зрителя на взаимоотношения между элементами изображения. Ибо главным образом взаимоотношения, а не элементы сами по себе, определяют наше восприятие и, следовательно, успех дизайна.
Интересно почитать: Ломография фотоаппраты