Беспощадное зеркало Роджера Баллена

0
87
Конец шоу, 2006

Запредельно-причудливые картины, как отражение реальности и подавленного подсознания

Если картину можно объяснить словами, то она плоха. Ее уже нельзя назвать произведением искусства, — так любит говорить Роджер Баллен. Работающий в стиле абсурдизма южноафриканский фотограф отличается уникальной способностью мгновенно устанавливать связь между своими произведениями и подсознанием зрителя.

DIE ANTWOORD

Для творчества Баллена характерен срыв с человека традиционных социальных масок. Мастер обнажает человеческую сущность, демонстрируя проницательность на уровне Юнга. Он ставит эксперименты, рассчитывая увеличить объемность образа нашего мира. Роджер признает, что в его творчестве присутствуют идеи Юнга. Теневое «Я» характерно для каждого человека. Обычно этот теневой спутник подавляется нами. Баллен предполагает, что темнота, которую видят зрители в его картинах, зачастую является лишь отражением их же собственной подавленности.

Портрет Роджера Баллена

Баллен родился в США, а в Йоханнесбург переехал в начале 1980-х годов. После получения докторской степени по геологии он занимался поиском месторождений платины и золота. Разъезжая по ЮАР, он не расставался со своей камерой. Постепенно его талант фотографа проявлялся все ярче. Среди персонажей фотографий Баллена немало отщепенцев — бездомных, бедняков, психически нездоровых людей. Роджер говорит, что в его работах отражается нелепость человеческого существования. Если любой портрет в определенной степени является автопортретом, то для Баллена фотография представляет возможность посмотреть в зеркало.

Мужчина бреется на веранде, 1986
Глазеть
Освободиться, 2005

На его снимках человеческие конечности сочетаются с протезами, стены покрыты детскими рисунками. В неожиданных местах можно увидеть различных животных — крыс, мышей, птиц. Работы Баллена выводят сознание зрителя из привычной ему зоны комфорта, заставляя многих нервничать. Роджер использует для описания этого эффекта термин «Балленеск» (Ballenesque). Такое же название получила и его самая свежая книга, вышедшая в издательстве Thames & Hudson. Этот внушительный фолиант на 350 страниц разворачивает перед читателем ретроспективную панораму творчества мастера.

Однорукий гусь, 2004

Балленеск представляет собой весьма специфическую эстетику, возникшую благодаря творческому поиску в фотоискусстве, — рассказывает Баллен. Увидев любую из его фотографий либо инсталляций, можно сразу узнать автора. Произведения Баллена мгновенно попадают в человеческое подсознание. Больше никому из фотографов или вообще мастеров искусства не удавалось достигнуть этого, — уверен Роджер. Его работы заставляют людей размышлять о мире и себе, продвигая вперед подсознание.

Ссора, 2012
Щенок в ногах, 1999
Пожиратели, 2013
Брайн и свинья. 1998

Картины серии «Балленеск» пронизаны образами животных, которые тоже являются важным элементом создаваемой мастером эстетики. Благодаря животным автор проясняет связь между мирами человека и природы. Отсутствие в работах Баллена гармонии между этими двумя мирами является своеобразной метафорой реальности, — поясняет фотохудожник.

Баллен рассказывает, что на него очень большое влияние оказали психология и особенно психоанализ. В текстах Фрейда очень много глубины, их просто нельзя обойти, — уверен Роджер. По его словам, подсознание является важным способом посмотреть на поведение человека. Серьезное влияние на творческий стиль Баллена оказал и Сэмюэл Беккет. В изобразительном искусстве Роджер ценит Art Brut с его грубостью примитивизма и наивностью абсурда.

Для съемок своих эмоциональных, причудливых и даже кошмарных фотографий он выбирает старые заброшенные здания. В его работах прослеживается повторение ряда символов. Среди них особое внимание стоит уделить животным, маскам, куклам, самодельным скульптурам, одеялам, примитивным картинам и каракулям.

Карлсен и Боллен, 2016

За счет метафорического использования образом животных Баллен выталкивает свои фотоработы за пределы реализма вообще, и особенно — за границы документалистики. Роджер говорит, что никогда не воспринимал себя в качестве социально-политического фотографа. Все его проекты имели скорее психологическую окраску.

Лягушатник, 2016

Примерно до середины 1990-х гг. снимки Баллена были преимущественно документальными. Лишь с 1996—1997 гг. Роджер увидел в себе фотохудожника. После этого он поверил, что сможет создавать уникальную эстетику и начал в своих работах преображать мир особенным образом, — рассказывает мастер.

Близнецы, 1993
Сержант Ф. де Брюин, Департамент тюрем, ОФС, 1992

Баллен с сожалением констатирует, что со временем становится все сложнее пониматься над миллиардами фотоснимков, возникающими каждую неделю. За прошедшие 10 лет численность отснятых на планете фотографий выросла в 10 тысяч раз. Нужно, чтобы образы максимально быстро проникали в человеческое подсознание. Только проникнув внутрь достаточно глубоко, они заставят зрителя запомнить их. Однако большинству современных фотографий это не доступно, — уверен Баллен.

Для Роджера очень важен фактор абсурдности. Он уверен, что внесение в кадр абсурдности помогает человеку понять себя. Правда, многие не согласны с этими словами. Работы Баллена звонят в колокола человеческого подсознания, заставляя людей запоминать их. Зачастую весьма сложно понять, что в них реальность, а что создано автором. Эта неоднозначность придает восприятию картин загадочность: что здесь является воображением фотографа, а что — реальным местом, — поясняет свой метод Баллен.

Роджер порой тратит на одну серию целые годы. Ему важно отыскать простую форму со сложным смыслом. Он всегда старается следовать инстинкту, пытаясь понять для себя, что является реальностью, а что — плодом воображения. Фотография значительно опережает сознание ее автора. Иногда проходят годы, пока сам Баллен поймет, что значит его серия — рассказывает художник. Если у картины есть реальная сила, то она как-будто может сойти к нам со стены.

Работы Баллена позволяют зрителю задуматься о своей жизни, а может и примириться с ней. Роджер говорит, что в определенном смысле его фотографии помогают людям понять, что они чувствую либо думают. Его произведения бросают вызов разуму, примиряя реальное с иррациональным. «Запределье» представляет собой такой место на границе разума, куда человек боится попасть. Это особенное нереальное состояние души, в котором царит хаос.

На многих фотография Баллена можно увидеть рисунки на стенах. Автор говорит, что сегодня рисование на стенах многие считают безумием. Однако сам Роджер рассматривает это как акт творчества. Он часто видел подобны рисунки во многих домах, поэтому и стал включать их в свои работы. Таким образом Баллен добавляет дополнительный уровень сложности и двусмысленности. Эти рисунки привносят особенное состояние души.

Тьма не обязательно будет плохой или злой, ведь она может нести свет, — говорит Баллен. Истина может прийти к нам из тьмы, примиряя со страхами.

Роджер по-прежнему снимает на черно-белую пленку. По его словам, монохромное изображение позволяет подчеркнуть различие между внутренне реальным (включая причудливые позы и лица людей) и всем фальшивым, показным, наносным.

Баллена привлекает гротеск, потому что он не верит в стандартные определения красоты. Он видит маску перед лицом любого человека. Именно эту маску фотограф и должен снять. Критики Роджера ничего не понимают в реальности его работ и во взаимоотношениях фотографа с его персонажами, которые на самом деле любят своего автора, — поясняет художник.

Однако сегодня все чаще со снимков Баллена люди вообще исчезают. Вместо них можно увидеть маски, куклы и манекены, которые выглядят все более живописно. Последние работы Роджера проявляют тесную связь инсталляцией, театром, они пронизаны символизмом и различными знаками. Сегодня мастер занимается двумя новыми проектами. Один из них посвящен абстрактным изображениям Роршаха, второй — мышам и крысам.

Роджер Баллен выкладывает свои последние работы на страницах в Instagram и Facebook. Приводим подборку произведений фотохудожника их его сборников разных лет.

Из книги «Балленеск»

5 рук, 2006
Мимикрия, 2005
Uолова перед проводами, 1999

Из книги «Запределье»

«Запределье» представляет собой кульминацию двадцатилетнего творческого пути Баллена. Книга стоит в ряду наиболее неординарных фотодокументов конца XX столетия. Начав в 1980-х гг. документирование небольших городков, деревень и поселков Южной Африки, впоследствии он перенес фокус на их обитателей.

Конец шоу, 2006
Мальчик по имени Гарри, 1998
Балансировка, 1997

Художник
Голова в майке, 2001
Ученики, 1998

В объектив Роджера попали изолированные белые жители южноафриканской глубинки, оказавшиеся на отшибе местного социума. Запечатленная Балленом панорама показывает результаты разрушения традиционного для ЮАР общества апартеида, привилегии которого обеспечивали средства к существованию многих потерянных ныне людей.

Из книги «Убежище для птиц»

Фотоальбом «Убежище для птиц» включает работы Баллена, сделанные им у себя дома на окраине Йоханнесбурга. Интересно, что точный адрес своего жилья Роджер держит в секрете. На страницах «Убежища…» мастер создает специфическую панораму театрализованного представления с участием животных и людей, скрыты за масками или только обозначенными в виде силуэтов или манекенов. Картины этой серии зачастую представляют собой фантасмагорическую смесь портрета и натюрморта.

Читайте на Яндекс.дзен

Насколько полезным был этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Количество голосов: 1