Афганская коробчатая камера – это простая деревянная камера в форме коробки, традиционно используемая фотографами, работающими на улице, которые в основном мгновенно создают фотографии на паспорта, удостоверения личности (aks: عکس) для своих клиентов. В Дари камера называется камра-э-фаори – что означает «мгновенная камера». Её также реже называют камра-э-фаори-э-чоби (деревянная камера мгновенного действия) или камра-э-чоби (деревянная камера). На Пушту камеру иногда называют da lastunri kamra ( рукавная камера: دلستوڼی کیمرہ) из-за рукава на боковой стороне камеры.
Посетители позируют фотографам, сидя на стуле, позади них располагается черная материя в качестве фона. Объективы kamra-e-faoree не имеют затвора, поэтому, с ними работают только при естественном свете, и чтобы сделать снимок фотограф (называемый akass [عکاس]) выставлет фотобумагу на держателе расположенном на фокусной пластине внутри камеры, снимает крышку объектива одной рукой, затем возвращает крышку обратно и вставляет руку в боковой рукав, попадая к внутренней части камеры, которая служит темной комнатой. Внутри камеры он проявляет бумажный негатив только что сделанного изображения. Затем он снимает этот негатив («пленку»), чтобы сделать позитив («позитив»), и, наконец, проявляет позитив, чтобы получить законченную фотографию. Фильм о процессе можно посмотреть здесь.
Поскольку фотографии погружаются в ведро с водой для очистки, их иногда называют акш-э-ави (водяные фотографии). Ниже фотограф по имени Мирзаман промывает позитив в ведре с чистой водой.
Камера полностью ручная – она не использует электричество – в то время как фотографический процесс аналоговый: с использованием химикатов и бумаги; нет пленки ( упоминания фотографов о «негативной» бумажной печати не следует путать с негативной фотопленкой). Внутри камеры бумажные отпечатки проявляются с помощью отверстия наверху камеры, позволяющего фотографу следить за процессом проявления на ощупь.
Было важно, чтобы камера была сделана из прочного дерева и была устойчива к погодным условиям, а также к повседневным маневрам, которые ей приходилось выдерживать, потому что камеры регулярно опрокидывались бегающими детьми, невнимательными прохожими.
Линзы, которые использовали фотографы в Афганистане, были из России или Японии. Диафрагма которых обычно варьировалась от f.4 до f.16. Тот же объектив, что и в камра-э-фаори, можно было бы использовать и для любой широкоформатной камеры.
Линзы, используемые для камра-э-фаори, беззатворные. Продолжительность воздействия света на фотобумагу регулируется вручную фотографом, который снимает и одевает крышку объектива вручную во время процесса.
Базовая конструкция камеры была более или менее стандартизирована, хотя размер камра-э-фаори менялся в зависимости от местоположения. В Мазари-Шарифе и Герате встречались более компактные корпусные камеры, чем те, которыми пользовались в Кабуле, Джелалабаде и Пешаваре.
Ниже представлены эскизы большой камеры из Кабула и маленькой камеры из Герата.
Внешний вид камеры варьировался от фотографа к фотографу.
Традиционно такие камра-э-фаори имели рамку сбоку от камеры, демонстрирующую работы фотографа.
В то время как камеры, аналогичные Kamra-е-faoree, и использующие идентичные процессы встречаются во всем мире, существует различие между Kamra-е-faoree и неафганскими кробчатыми камерами в области дизайна и функциональности. В соседнем Пакистане у камеры была внешняя система фокусировки, а рукав находился сзади.
Происхождение камеры несколько неясно.
Существуют свидетельства того, что фотоаппараты в виде коробок, похожие на афганские, существовали в паломническом городе Машад, Иран, в начале 1950-х годов. Возможно, что камра-э-фаори прибыла в Афганистан с индийского субконтинента, по торговому пути между Индией и Афганистаном. У Индии довольно богатая история фотографии и ряд фотографов предполагают, что в Кабуле 50-х годов или даже раньше, во времена правления Захира Шаха (1933-1973) были студии, владельцми которых являлись индусы. Они то и владели камра-э-фаори.
Период появления камеры также трудно установить, так как, вместо того, чтобы указывать год, фотографы, как правило, ссылались на эпоху правления национального лидера, или упонимали важное событие, такое как «во время войны» (гражданская война) или «когда Карзай пришел к власти» ( действующий президент).
Стена фото студии Залмади в Герате, внизу, с портретами многих бывших правителей Афганистана и дедушки владельца, является тому примером.
Из-за большой продолжительности некоторых из этих периодов и эпох трудно определить точные даты.
Исходя из косвенных фактов, самая ранняя дата появления коробчатой камеры в Кабуле, которую можно назвать с относительной уверенностью – начало 1950-х годов, хотя возможно, что фотографы использовали такую камеры в 1940-х годах или, согласно афганскому календарю, в 1320-х годах.
Вот таблица сравнения календарей.
Поколения афганцев фотографировали камра-э-фаори. Некоторые из этих фотографов научились ремеслу у своих отцов или другого родственника-мужчины, в то время как других брали в ученики авторитетные фотографы, не имеющие с учеником родства. Многие начинали обучатся так рано, что их роста поначалу не хватало для фотоаппарата, и им приходлось использовать стул, как видно на изображении ниже.
В первые дни появления фотоаппаратов на улицах Афгнистана, фотографы сталкивалис с тем, что клиентам, особенно приехавшим из сельской местности деревянная коробка казалось чем-то инопланетным и волшебным.
Для большинства это были первые изображения, на которых клиент видел сам себя, иногда фотографам даже приходилось убеждать клиентов в том, что только что сделанный ими снимок действительно был их подобием, а не отражением в зеркале.
В 1990-х годах к власти в Афганистан пришел Талибан, запретивший публичную демонстрацию изображений живых существ.