Аберрации на фотографии.
Тройное зрение или откуда возникает хроматическая аберрация?
Хроматическая аберрация относится к основным недостаткам оптических систем, а следовательно и линз. Чаще всего это явление можно наблюдать у края изображения в виде цветных рамок вокруг контрастных элементов, таких как ветви деревьев на фоне ярко-голубого неба.
Хроматическая аберрация проявляется в виде цветных границ вокруг контрастных краев.
Появление этих ободков обусловлено тем, что свет имеет разную длину волн и попадая на линзу преломляется под другим углом – как это происходит при расщеплении света призмой. В результате каждая световая волна фокусируется в разных точках – в центре изображения это приводит к снижению резкости, в углах создаются дополнительные цветные рамки.
Для света, падающего со стороны, близкой к оптической оси (и, следовательно, в центре кадра), хроматическая аберрация приводит, главным образом, к уменьшению
фокуса изображения.
На краях рамки хроматическая аберрация вызывает смещение изображения, созданного светом разных цветов, что приводит к созданию цветных границ вокруг контрастных краев.
Хроматическая аберрация наиболее видна в выделенных областях изображения.
Хотя этот эффект более заметен на цветных изображениях, он появлялся и ранее в эпоху черно-белой фотографии.
Простейший метод коррекции хроматической аберрации состоит в объединении двух оптических элементов с противоположным эффектом, то есть фокусирующей и рассеивающей линзы. Рассеивающая линза преломляет световые лучи в противоположном направлении, тем самым устраняя расщепление света. Однако если бы оба элемента были изготовлены из одного и того же стекла, эффект фокусировки такой системы был бы исключен, поэтому пары элементов из стекла с разным показателем преломления, например, типа Крон (калийное оптическое стекло с небольшим показателем преломления, n = 1,52). ) и кремень (свинцовое стекло с высоким показателем преломления, n = 1,66). Таким образом, мы получаем оптическую систему под названием ахромат, в которой вспышки для двух компонентов света (обычно красного и синего) практически перекрываются. Так называемый вторичный фокус для зеленого цвета. Ахроматическая система также допускает частичную коррекцию сферической аберрации (на этот раз для изменения зеленого цвета).
В черно-белой фотографии ахромат позволяя фокусировать два цвета в одной точке. Третий сосредоточивался в так называемый вторичный фокус.
С распространением цветной фотографии стало необходимым исправлять хроматическую аберрацию для всего спектра видимого света. Что привело к появлению более сложной оптической системы, называемой апохроматом. Такая оптика позволяет получить один, общий (есть небольшие отклонения, но нет четкого вторичного фокуса) фокус для трех основных цветов, и, таким образом, устранить хроматическую аберрацию.
Панхроматическая конструкция позволяет фокусировать все составляющие цвета практически в одной точке и, как следствие, корректировать хроматическую аберрацию .
Сегодня производители предлагают своим пользователям объективы со стеклами низкой дисперсией. Каждый производитель ввел для того стекла разные маркировки: Nikon – ED, Canon – UD, Sigma – SLD, ELD, Tokina – SD, HLD, Tamron – LD, AD. Некоторые из них, такие как AD Тамрон (аномальная дисперсия), представляют собой стекла с нелинейными характеристиками деления – обычно с наименьшим коэффициентом на краю спектра, красным и синим. Эти современные типы стекол обеспечивают еще более точную фокусировку всего спектра белого света в одной точке, тем самым исправляя хроматическую аберрацию.
Низкодисперсное стекло характеризуется низким коэффициентом деления света.
Другим материалом, из которого изготовлена линза, является флюорит (фторид кальция). Этот прозрачный минерал характеризуется очень низким коэффициентом рассеивания. Поскольку он хрупок и чувствителен к перепадам температуры, он используется в дорогих объективах.
Мы редко можем наблюдать сильную хроматическую аберрацию на фотографиях, сделанных современными цифровыми камерами. Сегодня низкодисперсные стекла можно встретить даже в недорогих объективах и компактных камерах.
Однако, некоторые производители камер, такие как Panasonic, предлагают «боротся» с хроматической аберрацией (и другими дефектами изображения), используя встроенные функции обработки.
Исправить этот вид дефекта можно прибегнув к обработке изображений в формате RAW. Немного менее эффективная программная коррекция будет в случае с изображениями, сохраненных в формате JPEG. Здесь из-за процесса интерполяции выполняемого камерой, информация о цвете и яркости каждого пикселя влияет на соседние точки, поэтому потеря резкости, вызванная хроматической аберрацией, не может быть полностью отменена, однако цветные границы могут быть легко удалены.
Стоит ли беспокоиться о появлении такого эффекта? Мы не должны подходить к этой проблеме неуважительно. Всегда лучше иметь камеру или объектив, который даст нам изображение, которое не нужно будет каждый раз настраивать для достижения приемлемых результатов. Поэтому, если у нас есть две версии одного и того же объектива с линзами с низкой дисперсией или без них, выберите более современную. Не стоит экономить.
Читайте так же: Правило третей